THE DOORS. WHEN YOU'RE STRANGE
(США, 2009)
Режиссёр: Том Дичилло.
Жанр: документальный фильм.
Первый полнометражный документальный фильм о группе "The Doors". В фильм включены многие никогда ранее не показывавшиеся публике хроникальные материалы, отснятые в промежутке между 1965 годом, когда был основан коллектив, и 1971-м, когда перестало биться сердце его лидера. Фильм чрезвычайно деликатно, не избегая при этом и острых тем, рассказывает о личных и творческих взаимоотношениях барабанщика Джона Денсмора, гитариста Робби Кригера, клавишника Рэя Манзарека и знаменитого фронтмена группы Джима Моррисона, благодаря которым группа "The Doors" прочно обосновалась на вершине мирового музыкального Олимпа. Том Дичилло не занимался художественной реконструкцией событий и не снял для фильма ни одного игрового кадра. Достоверности проекту добавил тот факт, что в нем были использованы фрагменты экспериментальной ленты Джима Моррисона и Пола Феррары "HWY: Американская пастораль". В этом фильме камера внимательно следила за Джимом Моррисоном, путешествующим автостопом и за рулем по пустыне Мохаве. Навсегда вошедший в историю современной музыки коллектив появился на свет летом 1965 года, когда знакомые по киношколе университета в Лос-Анджелесе Джим Моррисон и Рэй Манзарек случайно встретились на калифорнийском океанском побережье. Потрясенный стихами товарища, Манзарек сразу пригласил Моррисона, который раньше и не думал о карьере певца, в свою группу "Rick and the Ravens". Затем к ним присоединились Кригер и Денсмор (оба до того играли в "Psychedelic Rangers"). Некоторое время велись поиски басиста, однако ни один из кандидатов не смог справиться с предлагавшимся ему материалом лучше, чем Манзарек, игравший басовые партии на клавишных левой рукой. Вскоре, позаимствовав название из психотропной монографии Олдоса Хаксли "Двери восприятия", "The Doors" начали давать концерты в калифорнийских клубах. После легендарного выступления на сцене "Whisky-a-Go-Go" на Сансет-стрип группа заключила контракт с лэйблом "Elektrа". Первый альбом, называвшийся просто "The Doors", вышел в январе 1967 года. Такой мощный дебют не мог остаться незамеченным. О "The Doors" заговорили и любители поп-музыки, и ценители авангарда. Всего за время своего существования группа выпустила шесть полноценных студийных альбомов, причисленных впоследствии к классике современной музыки. Именно с приходом этой группы изменились отношения между публикой и артистами. Не желая быть просто развлекающими аудиторию музыкантами, члены "The Doors" - прежде всего, Джим Моррисон - постоянно бросали вызов своим поклонникам, провоцируя их и заставляя погрузиться в самое сердце тьмы, пока другие исполнители продолжали эксплуатировать навязшие в зубах темы мира и любви. Метафизическая мощь Джима Моррисона в образе лидера "The Doors" - неотъемлемая часть образа группы. Однако сложно было бы представить этот коллектив без виртуозных клавишных каденций Рэя Манзарека, смелых гитарных аранжировок Робби Кригера и динамичного ритмического обрамления от ударника Джона Денсмора. От барочного арт-рока до поп-композиций с джазовыми обертонами и до хтонического блюза южных штатов - на любой музыкальной территории инструментальная триада из "The Doors" была как у себя дома. И каждый из участников проекта активно писал песни для своей группы. К сожалению, судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной прямой: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала писал Робби Кригер, всё меньше - Джим Моррисон. Поздние концерты "The Doors" представляли по большей части переругивания пьяного Моррисона с публикой. В 1971 году рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Корсон в Париж - отдыхать и работать над книгой стихов. По официальной версии Моррисон умер 3 июля 1971 года в Париже от сердечного приступа, однако, настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в парижском клубе "Rock-n-Roll Circus", самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР, которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Единственный человек, который видел смерть певца - подруга Моррисона, Памела. Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиками три года спустя. Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Его могила стала местом культового поклонения фанатов. После смерти Моррисона Манзарек, Денсмор и Кригер еще пытались работать под вывеской "The Doors". В 1978 году был выпущен альбом "An American Prayer": незадолго до смерти Моррисон надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты "The Doors" наложили на стихи музыкальное сопровождение. Однако, несмотря на все их усилия, было очевидно - эпоха группы подошла к концу. Впоследствии они занялись сольными музыкальными проектами, театральными постановками, начали писать книги. Все продолжают творческую деятельность и по сей день… Музыка "The Doors" и их идеи не теряют актуальности и сегодня. А армия поклонников группы продолжает расти. За десятилетия, прошедшие с времен расцвета группы "The Doors" прочно обосновались в рок-пантеоне, оставаясь маяком для мятежных авторов - музыкантов, писателей, художников и т.д. Песня "The End" вошла в легендарный фильм Ф. Ф. Копполы "Апокалипсис сегодня" (1979), а в начале 90-х режиссёр Оливер Стоун снял фильм "The Doors", в котором Моррисона сыграл Вэл Килмер. Саунд "The Doors" оказался неподвластен времени, их песни продолжают звучать в кино, на радио и ТВ, а также используются в компьютерных играх. Ежегодно на композиции группы делаются десятки ремиксов. К тому же сегодня в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо. Том Дичилло родился 14 августа 1953 года. В 1976 году поступил в киношколу Университета Нью-Йорка, где за три года поставил шесть короткометражных фильмов. Дичилло был оператором трёх фильмов своего товарища по киношколе Джима Джармуша, в том числе "Более странно, чем в раю". В 1991 году вышел дебютный полнометражный фильм Дичилло "Джонни-Замша". В главных ролях в нём снялись Брэд Питт и Кэтрин Кинер, тогда малоизвестные актёры. Фильм был представлен на Кинофестивале "Сандэнс". В 1995 году появился фильм "Жизнь в забвении" - малобюджетная комедия, рассказывающая о съёмках малобюджетного фильма - ставший едва ли не манифестом независимых кинематографистов. Роль режиссёра в нём сыграл Стив Бушеми. Затем Дичилло снял ленты "Лунная шкатулка" (1996) и "Настоящая блондинка" (1997). Фильм "Двойная осечка" (2001) вышел сразу на видео, минуя прокат, но зато "Чокнутый" (2006) был показан на МКФ в Сан-Себастьяне и получил там три награды, а также был показан на фестивале "Санденс". Закадровый текст в фильме читает Джонни Депп. Фильм "When You're Srange" с успехом демонстрировался на различных кинофестивалях - в Берлине, на "Сандэнсе", в Довиле, Сан-Себастьяне, Санта-Барбаре и т. д. Большая часть показов на этих кинофорумах прошла при аншлагах.
ДИК ВУЛФ, продюсер:
"Если вы помните 60-е, значит, вы тогда не жили. Я вот помню, разве что, тот день, когда купил первый альбом "The Doors" - прямо в день его выхода. А потом я прослушал пластинку дюжину раз - обе стороны, песня за песней. Тот винил изменил мою жизнь. Я стал фанатом "The Doors". Наша картина - не только рассказ о группе, но и взгляд на безвозвратно ушедшую эпоху".
ДЖОННИ ДЕПП:
"Когда видишь ранее не демонстрировавшиеся гипнотические кадры, запечатлевшие Джима, Рэя, Джона и Робби, чувствуешь, что тебе представилась уникальная возможность взглянуть на мир их глазами. Любой документалист (а не только авторы картин о героях рок-н-ролла) о таком может только мечтать. Быть причастным к этому проекту - большая честь для меня". ТОМ ДИЧИЛЛО:
"В 2008 году со мной связался Дик Вулф, продюсер сериала "Закон и порядок", для которого я снимал несколько эпизодов, и спросил, не хочу ли я поучаствовать в качестве режиссёра в документальном фильме о группе "The Doors". Как только он сказал "The Doors", я сразу же согласился… Моей целью было рассказать их историю как можно достовернее, не фантазируя и не приукрашивая. В то же время картина должна была оставаться напряжённой. Не имея сценария, мне пришлось искать сюжет в уже имеющихся материалах. В результате получилось не совсем документальное кино, оно получилось очень эмоциональным и в некотором роде даже сюрреалистичным".
"Идея использовать для фильма только реальные записи была увлекательной и одновременно пугающей. Из-за этого нужно было очень бережно писать закадровый текст, чтобы заполнить дыры, для которых не было материалов. Я чувствовал, что кто бы ни был рассказчиком, он должен будет привнести что-то своё в историю. Джонни постоянно был у меня на уме. Мне нужен был человек, рассказу которого веришь. Но как много рассказчиков могут этим похвастаться? Как правило, большинство из них создают только фон, не более. Когда Джонни впервые пришел ко мне, он сразу же сказал: "Я видел фильм и слышал черновую озвучку. Позволь мне пойти другим путем. Я не буду переписывать текст, но прочту его по-другому". Я согласился. Он присылал мне диски со своими записями. Каждую строчку он записывал не меньше пяти раз. Искал разные значения и ритм. Это было невероятно. Он столько сил и души вложил в эту работу, привнес в картину некую интимность. Мое восхищение его талантом стремительно выросло после совместной работы".
"Делая документальный фильм, ты стараешься создать единую картину из кусочков. Я решил сделать ленту в повествовательном стиле и выбрал Джима Моррисона главным героем. Я старался понять его как можно глубже, но это было нелегко, учитывая, что мы с ним не были знакомы. Не знаю, что он чувствовал и чем он жил. Но для создания картины мне необходимо было ощутить его, чтобы я мог сопереживать. Для начала я прочел книгу "Никто из нас не выйдет отсюда живым", но не мог поверить, что она на сто процентов достоверна. В ней Джим представлен как человек, вставший раз и навсегда на путь стремительного саморазрушения. Джим был художником, творцом. Как-то я ужинал у его сестры Анны и завел речь о его пристрастии к алкоголю. Мне хотелось узнать, с чего это всё началось. Из-за чего некоторые его родственники чуть не подрались со мной, страстно утверждая, что он был алкоголиком и что это болезнь, а не то, что человек добровольно выбирает. Это было для меня открытием: я понял, что Джим всю свою жизнь боролся с этим, но старался заглушить боль и пустоту, поэтому проигрывал".
"Джим, безусловно, был очень сложным человеком. Я старался изобразить все стороны его многогранной личности. Он бывал неотесанным пьяницей, блестящим писателем, харизматичным актером и в то же время ребенком".
"Просматривая материалы, я обратил внимание на то, что Джим очень часто смеялся. Особенно мне запомнилась сцена, которая произошла во время съёмок "HWY". Съёмочная группа проходила в пустыне мимо семьи, которая разбила там лагерь. И Джим начал танцевать с группой детишек. Удовольствие на его лице было настоящим, он веселился как ребенок. Такие моменты вдохновили меня и укрепили желание показать Джима с другой стороны, ведь он был живым и ранимым человеком. Того же эффекта я старался добиться с Робби, Джоном и Рэем. Меня поразила их безграничная любовь к Джиму. Их совершенно не беспокоило то, что всё внимание было направлено на него. Все они говорили мне, что знакомство и работа с Джимом - самое яркое впечатление, которое было в их жизни".
"Моей целью было показать участников группы как можно реалистичнее и правдивее. Очень много выдуманного, приукрашенного и мифического говорилось о группе. Но я два года посвятил изучению материалов, связанных с ней. За это время все участники группы - Джим, Рэй, Джон и Робби - открылись для меня с новой стороны. Честность и правдивость - единственное, что имеет значение. Джим Моррисон интересен мне в первую очередь как человек, а не бог или дьявол. Он был живым, он дышал и страдал. И только показав его таким, я мог выразить, как сильно был впечатлен этим человеком".
"Я очень многое вынес для себя после этого проекта. Больше всего меня поразила приверженность участников группы своему творчеству. С самого начала карьеры и до конца они несли в нём некую целостность, единство. Они создавали только ту музыку, которая нравилась им самим. Для меня, как для независимого режиссера, это напоминание очень многое значит, ведь не всё создается ради денег. Единственное, ради чего стоит жить - бороться за то, во что веришь".
ПРЕССА:
"Мужчина, похожий на Джима Моррисона, едет по хайвэю и слушает по радио новость о смерти Моррисона в Париже. Ощущение сюрреалистическое. Дичилло уверяет, что использовал короткометражку "HWY: an American pastoral", в которой играл сам певец. В остальном же он не стремится особо оригинальничать и излагает цепь в общем-то хорошо известных событий, не забывая об исторических ремарках про студенческие волнения, политические убийства, ЛСД и Вьетнам. Избегая оценок и экзальтации, и к тому же полностью отказавшись от привычных для такого рода кино интервью-комментариев участников и очевидцев событий, режиссёр оставляет нас наедине с закадровым голосом (в оригинале рассказчиком выступил Джонни Депп) и "The Doors" (Александр Стрелков, "Empire"). "Главная ценность фильма (помимо песен "The Doors", которые бесценны) - многочисленные игровые и документальные кадры; даже удивительно, что их осталось так много: съемки концертов, гримерок, телевизионные интервью, случайная хроника, какие-то игровые фильмы с Джимом Моррисоном, которых никто никогда не видел и которые выглядят на экране как современная драматизация. Из всего этого визуального многообразия Дичилло составляет грамотную полуторачасовую нарезку, историю появления и гибели одного гения - её будет интересно смотреть тем, кто про "The Doors" знает мало, но и фанатов она совсем не разочарует" (Мария Кувшинова, OpenSpace.ru). "Том Дичилло не удержался от соблазна напомнить коллеге Стоуну "как всё было на самом деле". В частности, он включил в свой фильм выступление "The Doors" на телешоу Эда Салливана. Вопреки интерпретации Оливера Стоуна, Джим Моррисон не выкрикивал слово "higher", прыгнув прямо в объектив камеры, хотя действительно, несмотря на компромиссную договоренность с телевизионщиками, пропел весь текст "Light My Fire" так, как он был записан на пластинке. Результат - от "неправды" Оливера Стоуна мурашки бегут по спине каждый раз, когда смотришь его "The Doors". От "правды" Тома Дичилло не бегут, как и от голоса Джонни Деппа. Читать блог Тома Дичилло с зарисовками о работе над фильмом и о его промо-кампании гораздо интереснее, чем слушать давно известные истории о "The Doors", пусть и в исполнении заслуженного артиста" (Борис Барабанов, "Коммерсантъ - Weekend"). "В работе Дичилло нет ничего, что неведомо любому поклоннику "Дорз", так что в просветительском плане фильм полезен прежде всего рок-неофитам. Разве что некоторые эпизоды репетиций апокалиптическо-психоделического квартета, просуществовавшего одну пятилетку, вызывают повышенное внимание. В остальном - тезисный пересказ биографии команды, наложенный на еще более краткое изложение общественно-политической ситуации в мире конца 1960-х. И чеканный акцент на сверхскоростном саморазрушении Моррисона, ставшем для многих "ролевой моделью" или синонимом правдивого и свободного существования в современном мире" (Михаил Марголис, "Известия"). "Чтобы смотреть этот фильм и понимать, о чём он, лучше бы, конечно, хотя бы в общих чертах представлять себе историю группы "The Doors" (в которой Джим Моррисон был не единственным лидером и даже не единственным поэтом) и эпоху шестидесятых в Америке. Ну, может быть, многим просто приятно будет взглянуть на архивные записи концертов и интервью, которые никогда раньше не демонстрировались. Но помимо музыки и истории эпохи Тому Дичилло удалось ненавязчиво создать настроение, атмосферу не только того времени, но и внутреннего мира своего героя, которого что-то заставляло выходить на гигантскую сцену перед толпой беснующихся поклонников и петь. Хотя вероятно, он гораздо гармоничнее смотрелся бы один и в тишине, за письменным столом" (Марина Латышева, "РБК daily"). "Осмыслить бешеное десятилетие с позиции нашей эпохи, когда в героях ходят не рок-кумиры, а программисты, совершенно невозможно. И вопросы: "почему так ярко горел и ради чего так быстро сгорел Джимми Моррисон?" - которыми Дичилло заканчивает свой фильм, не имеют, да и не требуют ответа" (Наталья Афанасьева, Infox.ru). "Ничего даже отдаленно сенсационного, как нетрудно понять, в фильме нет - в этом и его слабость, и его обаяние. С одной стороны, когда голос Джонни Деппа, патентованного специалиста по проклятым поэтам, начинает монотонно и довольно формально комментировать документальную нарезку - молодежные движения… война во Вьетнаме… социальный протест… - а потом бесстрастно пересказывать от "а" до "я", под фрагменты концертов и передач и нон-стоп грейтест хитс за кадром, всем известную биографию Моррисона, трудно не испытать некоторое раздражение. В то же время этот консервативный, предельно аккуратный, устраняющий авторство подход Тома Дичилло - который, вообще-то, очень хороший и изобретательный режиссёр - вызывает и уважение, и интерес. Он не стал даже брать никаких интервью - чтобы, очевидно, не лишать эту монтажную поэму монолитности… Дичилло демонстративно воздерживается от высказывания, от комментария - не считать же за высказывание шпильки насчет кожаных штанов. Моррисон - настолько красноречивая, законченная, а где-то, пожалуй, и избыточная фигура, что добавлять к сохранившимся в изобилии съёмкам что-то кроме сухой биографической справки нет никакой нужды. Это достойная позиция и любопытный результат" (Станислав Зельвенский, "Афиша"). |

 ВПЕРЁД5 - 18 марта

 БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
 
Оцените нашу работу







|