ИЗУМИТЕЛЬНЫЙ
("Il divo", Италия-Франция, 2008)
Режиссёр: Паоло Соррентино.
В ролях: Тони Сервильо, Анна Бонаюто, Джулио Бозетти, Флавио Буччи, Карло Буччироссо, Альберто Кракко, Паоло Грациози, Джанфеличе Импарато, Пиера Дельи Эспости, Массимо Пополицио, Фанни Ардан.
Жанр: драма.
Семидесятилетний Джулио Андреотти - символ власти в Италии, обладающий всеми атрибутами Бога, не боящийся никого и не ведающий страха. Благоговейный ужас - это то, что он видит в глазах любого. Власть для него - главный источник наслаждения. Кажется, что его ничего не берёт. Предвыборные баталии, террористические акты, громогласные обвинения - из любой ситуации он выходит победителем. Мы застаем его на излёте карьеры, накануне "процесса века", в ходе которого его обвинят в связях с мафией и многочисленных убийствах конкурентов и опасных свидетелей. Теперь нам предстоит узнать, насколько бессмертен и незыблем итальянский премьер-министр. Одно можно сказать наверняка - без боя он не сдастся… Родившийся 14 января 1919 года в Риме, Джулио Андреотти - государственный деятель, политик, писатель и журналист, один из виднейших представителей Христианско-Демократической партии Италии. На протяжении пятидесяти лет Андреотти был одним из главных игроков на итальянской политической сцене: семь раз он был премьер-министром, восемь раз - министром обороны, пять раз - министром иностранных дел, дважды - министром финансов, министром бюджета и экономического планирования, министром промышленности и торговли, и один раз - министром казначейства, министром внутренних дел и министром социальных проектов. В 1991 году президент Италии Франческо Коссига сделал Андреотти пожизненным сенатором. Начиная с 1993 года Андреотти неоднократно обвинялся в связях с мафией. Судебный процесс против Андреотти, начавшийся в 1996 году вызвал огромный международный резонанс, будучи одним из самых громких политических процессов за всю историю Италии. В 1999 году Андреотти был оправдан, а в 2003 году снова обвинен в связях с мафией в период до 1980 года, однако это обвинение было снято за истечением срока давности. Также Андреотти было предъявлено обвинение в причастности к убийству журналиста Мино Пекорелли. В 1999 году он был оправдан, в 2002 году приговорен к 24 годам тюрьмы, а в 2003 году окончательно оправдан Кассационным судом (Апелляционный суд высшей инстанции в Италии). В настоящее время Джулио Андреотти является членом третьей парламентской комиссии (Внешняя политика, эмиграция) и специальной комиссии по защите прав человека, а также членом итальянской делегации Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Андреотти имеет 11 почетных званий и степеней. Режиссер и сценарист Паоло Соррентино родился в Неаполе в 1970 году. Его первый полнометражный фильм "Один впереди" участвовал в конкурсе Венецианского фестиваля в 2001 году. Следующая картина Соррентино "Последствия любви" (2004) была показана на Каннском кинофестивале, а также получила пять призов Национальной кинопремии "Давид ди Донателло". Три года спустя фильм Соррентино "Друг семьи" снова был отобран в конкурс Канн. "Изумительный" был награждён Призом жюри и дипломом Высшей технической комиссии "За идеальную гармонию между изображением и звуком" на МКФ в Каннах-2008. Тони Сервильо был удостоен приза в категории "Лучшая мужская роль" на "European Film Awards-2008". Фильм также получил 7 Национальных кинопремий "Давид ди Донателло" - в категориях "Лучшая мужская роль" (Тони Сервильо), "Лучшая операторская работа" (Люка Бигацци), "Лучшая женская роль второго плана" (Пиера Дельи Эспости), "Лучшая работа стилиста" (Альдо Синьоретто), "Лучший грим" (Витторио Содано), "Лучшие спецэффекты" (Никола Сганья, Родольфо Мильяри).
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЖУЛИО АНДРЕОТТИ РАЗНЫХ ЛЕТ:
"Плохо думать о ближнем - грех, хотя скорее всего вы думаете правильно" (1939).
"Зло, совершённое хорошим человеком, очень опасно" (1970).
"Я знаю, что я всего лишь обычный человек, но и среди остальных титанов что-то не наблюдается" (1973).
"Это в детективных романах всегда гаходят преступника, а в реальной жизни всё далеко не так" (1981).
"Из всех диктатур сложнее всего ненавидеть свою собственную" (1988).
"Иностранцу бывает сложно понять нашу страну. В Италии самые медленные поезда называют скоростными, а газета с названием "Вечерние новости" выходит утром" (1989).
ПАОЛО СОРРЕНТИНО:
"Джулио Андреотти - крупнейший итальянский политик второй половины 20 века. Секрет его политического долголетия в том, что за все эти годы никто так и не смог его разгадать. Я всегда хотел снять фильм об Андреотти, но когда, уже готовясь к съемкам, стал много читать о нем, был поражен тем, насколько противоречивы все книги и свидетельства об этом человеке. Долгое время я думал, что мне не удастся преобразовать все эти неподъемные материалы в четкую структуру, необходимую для картины. Пресловутая загадочность и двойное дно Андреотти, о которых говорят все ученые, журналисты, да и все его современники, специально культивировались самим премьер-министром. О многом говорит тот факт, что его любимым фильмом был "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда"… Для анализа такого человека как Андреотти необходим довольно редкий дар обобщения. Из всего огромного массива литературы, прочитанного мной, я приведу две цитаты, принадлежащие женщинам, обладающих этим даром в значительно большей степени, чем я или кто-либо другой. Первая цитата принадлежит Маргарет Тэтчер. Как видим, она не стесняется в выборе слов, говоря об Андреотти: "Он испытывал стойкое отвращение к принципам и моральным нормам, и считал, что принципиальный человек обречен на то, чтобы быть посмешищем". Вторая цитата принадлежит Ориане Фаллаци: "Он внушил мне страх, но почему? Он встретил меня очень тепло и радушно. У него прекрасное чувство юмора, я хохотала над его шутками. Он точно не выглядел угрожающе. У него были узкие покатые плечи прямо как у ребенка, нежные ручки с тонкими белыми пальцами похожими на свечки. Было такое впечатление, что он все время защищается. Как можно бояться хилого человечка, похожего на черепашку? Уже гораздо позже я поняла, что именно это так напугало меня. Настоящему могущественному человеку не нужен громкий голос, длинная борода и наглое поведение. Он будет душить вас шелковыми ленточками, обволакивая обаянием и вкрадчивым голосом". Из тысяч воспоминаний современников о самом влиятельном человеке Италии я выбрал эти два потому, что в них высказаны главные идеи нашей картины".
ПРЕССА:
"Для 1970-1980-х маккиавелист Андреотти был не менее знаковой фигурой, чем "дорогой Леонид Ильич", и столь же неоднозначной. Режиссёр отказался выбирать между торжественным возвеличиванием и суровым ниспровержением своего героя: он выбрал остроумный бурлеск. Андреотти в исполнении выдающегося артиста Тони Сервильо предстал современным наследником Носферату - трагикомического вампира, живущего во тьме и питающегося вместо крови водой с растворенным в ней аспирином. Под забавнейший рок-поп-саундтрек современные политики изъясняются канцеляризмами и афоризмами, из эпизода в эпизод меняя личины: то они предстают героями триллера а-ля Дамиано Дамиани, то почтенными боссами из эпоса Копполы, то персонажами документальной хроники, то марионетками из программы "Куклы", то живописными фигурами с ренессансной фрески (сцена, в которой Андреотти предлагают баллотироваться в президенты, чистая "Тайная вечеря"; дискотека по случаю избрания правительства - пародия на Дэвида Линча). Интереснее всего в этой экспериментальной работе то, как фрагменты чужой для большинства зрителей реальности, не сложенные в последовательный "драматизированный" сценарий, завораживают и гипнотизируют стороннего наблюдателя" (Антон Долин, "Эксперт"). "Маленький человечек, тянущий сквозь жизнь непомерный груз собственных амбиций, помещён в безразмерные пространства дворцов и церквей - одновременно пустынные и перенасыщенные деталями. В этой картине постоянно что-то происходит (выстрелы, перемена обстоятельств, аресты и смерти) - и в то же время не происходит ничего, как будто для героя Тони Сервильо время остановило свой ход" (Мария Кувшинова, film.ru). "Соррентино вовсю использует броские, вызывающие, иногда даже вульгарные приемы: параллельный "обвиняющий" монтаж в стиле Копполы (особенно в третьей части его мафиозной трилогии); изобретательные планы и замысловатые траектории камеры; капризную игру света и тени в изысканных римских интерьерах; прихотливое музыкальное ассорти (энергичные поп- и техно-номера вперемешку с Вивальди, Сен-Сансом, Сибелиусом и Габриэлем Форе); катящиеся скейтборды и летящие в пропасть сожженные автомобили как отточия между принятыми и выполненными решениями; наконец, шаржированный облик Андреотти - лишь благодаря технической, ритмической, визуальной виртуозности этой маньеристской режиссуры и поразительному исполнению Тони Сервильо картина эквилибристически удерживается от впадения в, казалось бы, неизбежный и запланированный памфлет. Каким-то непонятным, практически невероятным чудом (может быть, именуемым "мастерством"?) "Изумительному" удается удержаться от пересечения той границы, за которой его избыточный сарказм окончательно становится ядом, отравляющим реку повествования, и сохранить более или менее приемлемый баланс между публицистикой и относительно серьёзным погружением в собственный предмет - феномен власти и её воплощения в конкретном образе Человека из Нижнего Мира, непроницаемого и опасного" (Евгений Майзель, "Синематека"). "Фильм начинается и заканчивается издевательски подробными сносками в итальянскую политическую историю. Издевательски, потому что на ходу усвоить всю эту информацию невозможно - десятки мелодичных имен, должностей, дат, назначений и отставок, скандалов и процессов, - но, как мы вскоре понимаем, совершенно не нужно… "Изумительный" же - не криминальный эпос и даже не политическая сатира, а, в общем-то, комедия. С рок-н-ролльной энергией и размашистым, избыточным, скорсезевским почерком Соррентино представляет итальянскую политику как что-то среднее между католической мессой и вечеринкой с карликами и шлюхами. На заднем плане всё время кого-то убивают, а на переднем - горбун с непроницаемым лицом и невероятными ушами, которого не берёт ни время, ни правосудие… Он какое-то сказочное существо, тролль, Царевна-лягушка, что-то равно привлекательное и отталкивающее, невероятно могущественное и бесконечно уязвимое. Название можно было даже не переводить: диво - оно и есть диво" (Станислав Зельвенский, "Афиша"). |

 ВПЕРЁД5 - 18 марта

 БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
 
Оцените нашу работу







|