СУМАСШЕДШАЯ ПОМОЩЬ
(Россия, 2009)
Режиссёр: Борис Хлебников.
В ролях: Евгений Сытый, Сергей Дрейден, Анна Михалкова, Александр Яценко, Игорь Черневич.
Жанр: драма.
Добрый, веселый, ленивый Евгений, снаряженный в дорогу тетей, приезжает в Москву из белорусской деревни на заработки... Криминальное происшествие неожиданно разлучает его с товарищами и оставляет одного без денег и документов. Избит, ограблен, запуган. Казалось, Евгений обречен стать бомжом...
Но случается чудо. Бездомного провинциала приветил незнакомый москвич! Добрый человек, бывший инженер, проявляет необычную чуткость и открытость. Евгений живет у него дома. Хозяин покоряет его простотой и благородством, а главное - увлекает его пафосом борьбы с повседневным злом сегодняшнего мегаполиса… Борис Хлебников родился 28 августа 1972 года в Москве. Два года учился на биологическом факультете. Затем поступил на киноведческий факультет ВГИКа. Во ВГИКЕ снял 2-минутный фильм "Мимоход" совместно с Алексеем Попогребским. Позднее самостоятельно снял короткометражку "Хитрая лягушка". Дебютом в полнометражном кино стал совместный с Алексеем Попогребским фильм "Коктебель" (2003). Сценарий будущей картины победил на конкурсе сценариев, проводимым Европейской киноакадемией в рамках Берлинского кинофестиваля. Наградой им стала возможность показать материал европейским продюсерам. Одновременно в России сценарий был поддержан Службой кинематографии Минкульта. Фильм "Коктебель" на 25-ом ММКФ получил Спецприз жюри, приз ФИПРЕССИ за дебют, и аналогичную награду жюри российских критиков. Картина Бориса Хлебникова "Свободное плавание" (2006) получила приз за режиссуру на "Кинотавре" и приз Фонда Андрея Тарковского на фестивале "Окно в Европу" в Выборге, а также была включена в конкурсную программу "Горизонты" Венецианского МКФ. В 2009 году Хлебников снял новеллу "Позор" для киноальманаха "Короткое замыкание". "Сумасшедшая помощь" снята по сценарию Александра Родионова (они вместе с Хлебниковым работали и на "Свободном плавании"). Родионов приложил руку к картинам "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики, "977" и "Сказка про темноту" Николая Хомерики. Название "Сумасшедшая помощь" придумал один из сыновей Бориса, после того как отец рассказал ему сюжет. "Оно бессмысленное и очень точное", - считает режиссёр. Исполнитель главной роли Евгений Сытый - актер и художественный руководитель кемеровского театра "Ложа", того самого, откуда происходит и другой Евгений - Гришковец. Роль Жени изначально писали именно под Сытого, игравшего в "Свободном плавании" речистого главу бригады ремонтников. Анна Михалкова за участие в "Сумасшедшей помощи" была удостоена приза Гильдии киноведов и кинокритиков России "Белый слон" - за лучшую женскую роль второго плана. Москва снималась в Ярославле, отчасти для того, чтобы вся съемочная группа жила вместе в экспедиционных условиях. К тому же снимать в провинции проще: не надо собирать огромное количество бюрократических бумажек, и затраты куда меньше.
БОРИС ХЛЕБНИКОВ:
"Сценарист Александр Родионов меня научил, на самом-то деле, простой вещи. Если он берется за какую-то тему, допустим, пишет про рабочих на Черкизовском рынке, то он погружается в среду: он провел там почти все лето. Поэтому мы ездили на завод, смотрели, как живут гастарбайтеры, брали какие-то интервью. Подвернулся случайно проект, и я совместно с Валерией Гай Германикой снял фильм "Уехал" про три дня из жизни белоруса, который собирается на заработки в Москву. Это все не вошло в "Сумасшедшую помощь", но у меня появилось чутье правды и неправды, на которое я ориентировался - оно не позволяет врать".
"Команда практически вся осталась в том составе, какой был на фильме "Коктебель". Это получается уже история дружбы, которой я очень дорожу. Мне принципиально важно, чтобы это были не просто производственные отношения, а человеческие. Именно поэтому, несмотря на то, что у нас фильм московский, мы решили снимать не в Москве, а найти похожий спальный район в каком-нибудь другом городе, для того, чтобы вся команда жила вместе. Чтобы была экспедиция, и люди не уходили домой, а продолжали вариться в одной компании. Хорошо, если есть человеческая сцепка, банда людей, которые иногда друг с другом довольно грубо шутят, подкалывают друг друга. Тогда процесс идет от начала до конца, и никто не устает".
"Сумасшедшая помощь" - довольно скромный фильм, который получился достаточно дорогим. Это случилось по многим причинам. Первая из них - самая явная. Нас всех развратило количество денег, которые пачками валялись на улице. Немыслимые зарплаты у актеров даже второго состава. Всегда можно было найти еще и еще денег. Такая предкризисная лихорадка. Фильм стоил больше двух миллионов, хотя он изначально не должен был стоить стольких денег… Вторая причина - чисто производственная история. У нас затянулся монтаж фильма, он длился почти восемь месяцев, потому что я немного обманулся в размерах сценария. Фильм получался больше двух с половиной часов. Нужно было выкинуть около сорока минут, а это достаточно сложно. История не работала. Вроде все было, все составляющие, каждая сцена - нормальные, а все вместе не работало. Непонятно почему. Как головоломка: составляешь, составляешь, а потом раз - и встало. Меня этому научил режиссер монтажа, с которым я работаю, Иван Лебедев. Он мой главный соратник, мы с ним вместе раскадровки перед фильмом начинаем делать и по поводу сценария советуемся".
"Самая большая проблема Анны Михалковой состоит в том, что, на мой взгляд, ее категорически сложно снимать в эпизодических ролях. Потому что она создана для главных ролей… Я считаю, что это абсолютно выдающаяся актриса и, наверное, лучшая актриса поколения. И в этом смысле да, мне было тяжело монтировать кино, потому что, на мой взгляд, там чуть меньше сцен с ней, чем хотелось бы, чуть меньше роль ее, чем мне хотелось бы. А с другой стороны, она... Вы знаете, это счастье, когда человек приезжает на площадку, и нет совсем никакого ощущения того, что приехала кинозвезда… Они с Женей Сытым оба признались мне, что друг друга очень боялись. Аня боялась, что Женя ее переиграет. Женя боялся, как он с ней будет в кадре существовать. А когда люди боятся, это здорово. Значит, они не уверены в себе. А неуверенность в себе - это и есть начало настоящей работы".
ЕВГЕНИЙ СЫТЫЙ:
"Фильм очень нравится. Даже если его будут критиковать, когда он выйдет на экраны, для меня это не будет иметь никакого значения, потому что я в него влюбился - в этот фильм, в эту работу". АННА МИХАЛКОВА:
"Что же касается Бориса Хлебникова, то, зарабатывая на телевидении и рекламе, он может себе позволить снимать, что ему нравится - без оглядки на фестивальную конъюнктуру и российский прокат. Один из самых многообещающих российских режиссеров говорит, что не относится к кино как к профессии. И потому готов идти на любое сумасшествие".
ПРЕССА:
"Сумасшедшая помощь" на первый взгляд - социальная история вживания тихого гастарбайтера из Белоруссии в столичную жизнь. Но Хлебников использует особую оптику, кинематографические коды… Он распускает груботканую социальность до тончайших ниток, из которых плетет психологическое кружево своей сумасбродной трагикомедии. Несмотря на тщательно подобранные приметы российского быта, отчетливой горечи "дыма отечества", картина Хлебникова - детище европейской кинематографической культуры" (Лариса Малюкова, "Новая газета"). "Давно замечено, что гнетущим кино делает вовсе не предмет, о котором рассказ. Единственное, что может сделать кино "чернухой", - равнодушие автора. Если автору все равно, о чем снимать, если к героям он относится как энтомолог, изучающий жука на булавке. "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова выдает в нем человека, чья "душа уязвлена стала". И сочувствие удивительным образом переплавляет чернуху в искусство" (Валерий Кичин, "Российская газета"). "В "Сумасшедшей помощи" Хлебников использует те же приемы, что и в "Свободном плавании": за исключением героя Дрейдена, который в качестве контраста безостановочно несет непонятную тарабарщину, персонажи мало и неохотно говорят, с усилием подбирая слова. Камера никуда не торопится, кадр аскетичен, а режиссерский взгляд, вместо того чтобы заострять внимание на упадке и разложении, лазит по закоулкам, выискивая не драму, но гоголевский фарс. В случае "Сумасшедшей помощи" это фарс со вкусом пелевинщины: со знакомой легкостью герои нашего (и уходящего) времени обретают мифологические черты" (Дарья Горячева, "Газета.ru"). "Сергей Дрейден в фильме ошеломляет - давно не приходилось видеть на экране такой органичности, такой естественной актерской удали, словно он всю жизнь рвался сыграть эту роль и наконец сыграл. Его короткие монологи сумбурны и страстны, Дрейден виртуозно играет, кажется, всем, чем только можно играть, - голосом, руками, ногами…" (Екатерина Барабаш, "Независимая газета"). "Безумие безумию, конечно, - рознь. Но, по мысли режиссёра, добрая сумасшедшая помощь бывает крайне необходима номинально нормальным людям, чтобы им самим не помешаться в равнодушном и жестоком мире" (Евгений Нефёдов, world-art.ru). "Действительность, ни на секунду не теряя своих вещественных черт и достоверных деталей, становится проницаемой для потусторонних материй. И происходит это у Хлебникова без малейшей натуги и видимых швов: сюжет может быть сколь угодно фантастическим и странным, но остается простым и понятным. Так же свободно и без видимых глазу маркеров грустное сопрягается у него со смешным" (Татьяна Алешичева, "Weekend"). "Вторая самостоятельная картина Хлебникова - более отважная и радикальная, чем понравившееся буквально всем "Свободное плавание" и чем буколический "Коктебель", сделанный в соавторстве с Алексеем Попогребским. Здесь нет красивостей, крупные планы встречаются чаще общих, все социальные и драматургические конфликты не смягчены, а обострены. Единственный, но и важнейший минус "Сумасшедшей помощи" - победа неправдоподобного трагикомического гротеска над реальной фактурой, не позволяющая зрителю опознать рассказанную с экрана историю, как правдоподобную" (Антон Долин, vesti.ru). "Из зала выходишь с чувством, что битых полтора часа общался с живыми душами, а не с суррогатами… Лучший русский фильм нулевых, которым хочется не заканчивать пустое для нашего кино десятилетие, а скорее начинать новое" (Вадим Зельбин, film.ru). |

 ВПЕРЁД5 - 18 марта

 БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
 
Оцените нашу работу







|