С 15 по 18 декабря в «Орлёнке» пройдёт «Специальный показ» документального фильма Германа Васке «ПОЧЕМУ МЫ КРЕАТИВНЫ?» («Why Are We Creative: The Centipede's Dilemma», Германия, 2018). Кстати, а почему мы креативны? Это в нашей крови? Мы делаем это, чтобы обессмертить себя? Это безрассудное принуждение? Или мы просто делаем это, чтобы заработать деньги? Ответы, полученные Васке, настолько же разнообразные и интригующие, как и его респонденты. В рамках личного исследования на протяжении более 30 лет Васке снимал самых загадочных художников и мыслителей мира, в том числе лауреатов «Оскара» и Нобелевской премии, режиссёров, музыкантов, актёров, философов, политиков, бизнесменов и учёных, задавая всем вопрос: «Почему вы креативны?» В итоге получился фильм, мировая премьера которого состоялась на Венецианском МКФ 2018 года.
В фильме снялись: Дэвид Боуи, Джим Джармуш, Стивен Хокинг, Умберто Эко, Михаил Горбачёв, Дэвид Линч, Дэмьен Хёрст, Бьорк, Марина Абрамович, Далай-Лама, Герман Васке, Уиллем Дэфо, Квентин Тарантино, Мария Алёхина, Ник Кейв, Вим Вендерс, Анджелина Джоли, Вернер Херцог, Вивьен Вествуд, Милош Форман, Иэн МакКеллен, Азия Ардженто, Жан Рено, Пьер Булез, Михаэль Ханеке, Боно, Фредерик Бегбедер, Лори Андерсон, Бертран Пиккар, Жан-Пьер Дарденн, Брайан Ино, Сэмюэл Л. Джексон, Педро Альмодовар, Пол Арден, Лесли Арден, Джон Клиз, Тобиас Ребергер, Эмир Кустурица, Маржан Сатрапи, Шон Пенн, Би Би Кинг, Диана Крюгер, Джулиан Шнабель, Изабелла Росселлини, Рид Хастингс, Заха Хадид, Филипп Старк, Георг Базелиц, Бликса Баргельд, сэр Питер Устинов, Майкл Мэдсен, Ёдзи Ямамото, Фрэнк Гери, Джо Колман, Нео Раух, Изабель Койшет, Дэвид Хокни, Славой Жижек, Джордж Рэймонд Ричард Мартин, Нобуёси Араки, Такеси Китано, Джефф Кунс, Киттен Нативидад, Расс Мейер, Ай Вэйвэй, Энджи Томас, Надежда Толоконникова, Саша Клокова, Мэрилин Мэнсон, Оливьеро Тоскани, Йоко Оно, Жанна Моро, Нельсон Мандела, Билл Гейтс, Ясир Арафат, Шимон Перес, Джордж Буш, Десмонд Туту, Джимми Пейдж, Удо Кир, Джон Уотерс, Джон Кьюсак, Марио Адорф, Александр Пэйн, Спайк Ли, Себастьян Хорсли, Абель Феррара, Изабель Юппер, Даниэль Либескинд, Питер Гэбриэл, Анамария Маринка, Энтони Куинн, Гарри Дин Стэнтон, Михаэль Балльхаус, Клод Ланцман, Пеле, Эд Рушей, Майкл Стайп, Тим Рот, Клод Шаброль, Куинси Джонс, Шарлотта Рэмплинг.
Съёмки проходили во множестве мест: от апартаментов «Carlton» в Каннах до пляжей Санта-Моники. От пустынь Нью-Мексико до караоке-баров Токио. От пентхаусов Нью-Йорка до подземелий Берлина. От дизайн-студий Парижа до каналов Амстердама. От заднего сиденья лимузина в Нью-Джерси до музея современного искусства Германии. От фотостудий Милана до покрытых снегом гор Давоса.
Автор этой картины Герман Васке учился в университете искусства в Берлине и Американском институте кино в Лос-Анджелесе. Он начал свою карьеру, работая в известных рекламных агентствах: «Saatchi&Saatchi London», «GREY New York» и «FCB». Затем Васке занялся продюсированием фильмов для телевидения и кино (в основном документальных).
Герман Васке: «Термин «креативность» стал умным словечком с разным для всех значением. Для Энди Уорхола креативность была связана с деньгами. Для Сергея Эйзенштейна креативность означала соединение двух несвязанных между собой вещей для создания третьей. Для Томаса Эдисона креативность состояла из 1% вдохновения и 99% усердной работы. Для Айртона Сенны гоночный автомобиль был воплощением творчества. Для Пеле творчество происходило на футбольном поле, тогда как для Мухаммеда Али – на боксерском ринге. Так что такое креативность? Я начал свой поиск значения креативности, когда был студентом. В то время творчество казалось мне связанным с коммуникацией. Таким образом, я очаровался массовыми коммуникациями, что привело меня к моей первой работе в рекламном агентстве. Я работал в «креативных отделах», под началом «креативных директоров», на «креативных совещаниях», производя «креативную работу». Но если это всё было таким креативным, почему так многое из этого было унылой, скучной бессмыслицей? В конце концов, я начал спрашивать себя: «Что нами движет? Почему мы делаем то, что мы делаем?», пока, наконец, не возник ключевой вопрос – почему мы креативны? Я начал свой личный квест, глубоко погружаясь в тему креативности и спрашивая себя: «Что заставляет нас доводить наши идеи от концепции до реализации?» Этот вопрос заставил меня отправиться в увлекательное путешествие, которое превратилось в исследование различных аспектов креативности: художественного, интеллектуального, философского и научного. Сегодня коллекция «Почему вы креативны» включает в себя больше 1000 видеозаписей разговоров, а также произведений искусства и рисунков. Более 50 лауреатов Нобелевской премии и «Оскара», а также другие светила из различных креативных дисциплин приняли участие в проекте. Когда вы просматриваете различные ответы в этом фильме, вы можете сформировать собственные суждения о креативности. Вы можете заметить отсылки, которые приведут вас к собственным теориям и выйти с собственным ответом. В попытке разобраться, вы «создадите что-то, чего раньше не существовало». Вы будете креативны».