ВЗОРВАТЬ ГИТЛЕРА
(«Elser», Германия, 2015)
Режиссёр: Оливер Хиршбигель.
В ролях: Кристиан Фридель, Катарина Шюттлер, Бургхарт Клаусснер, Йохан фон Бюлов, Феликс Эйтнер, Давид Зиммершмид, Рюдигер Клинк, Симон Лихт, Корнелия Конгден, Мартин Мария Абрам.
Жанр: драма.
8 ноября 1939 года в мюнхенской пивной «Бюргербройкеллер», где Гитлер каждый год в годовщину «Пивного путча» выступал перед ветеранами национал-социалистической рабочей партии Германии, прогремел взрыв. Самодельную бомбу с часовым механизмом плотник Георг Эльзер заранее вмонтировал в колонну, перед которой обычно устанавливали трибуну для вождя. Восемь человек погибли, 63 были ранены. Однако Гитлера среди пострадавших не оказалось. Он, ограничившись кратким приветствием, покинул зал незадолго до взрыва. Эльзера схватили. Его допрашивали шеф гестапо Мюллер и начальник уголовной полиции Третьего рейха Нёбе. Ему пришлось пережить многие месяцы нечеловеческих пыток. Гитлер не мог поверить, что покушался на него мститель-одиночка, фюрер требовал от своих генералов раскрытия полномасштабного заговора. Так кем же был Георг Эльзер, человек, которому не хватило всего 13 минут, чтобы изменить ход мировой истории? Идеалистом, ненавидевшим Гитлера, или членом глубоко законспирированной антифашистской организации?
10 лет назад продюсер Борис Оссерер увидел документальную драму Райнера Эрлера «Убийца» о Георге Эльзере, снятую в 1969 году. Оссерер понял, что история Эльзера – это тема для большого художественного фильма, и в 2008 году предложил Леони-Клер и Фреду Брайнерсдорферам написать сценарий. В их лице он нашел подготовленных людей. Фред Брайнерсдорфер: «Меня всегда интересовало сопротивление фашистской диктатуре. Мои родители, к сожалению, до конца жизни были убежденными национал-социалистами. Поэтому такие люди, как Эльзер, восхищали меня. Как получилось, что простой деревенский плотник видел и понимал то, что мои родители не видели или, точнее, не хотели видеть?» Леони-Клер Брайнерсдорфер: «Для моего поколения удивительно, как нацисты смогли внедрить неистовую агрессивность в таком масштабе. Почему немцы встали в этот строй? Судьба Георга Эльзера показывает, если у человека есть способность по-своему осмыслять происходящее, он будет действовать соответственно своим убеждениям». Поиски материалов для сценария привели авторов проекта в родные места Эльзера в земле Баден-Вюртемберг. Их исследования привели к совершенно новому представлению о личности человека, хотевшего убить Гитлера. Фред Брайнерсдорфер: «Большинство его изображений – это фотографии, сделанные в гестапо, на них он со следами пыток. Жалкое зрелище. Но мы нашли и совершенно другие его снимки. Кроме этого, существовал образ Эльзера как работяги, неудачника, замкнутого, болезненного швабского брюзги, страдавшего от всего и вся, и однажды соорудившего бомбу. На самом деле он был совсем другим – музыкантом, ловеласом, любившим жизнь и свободу, который в удушающих объятьях тоталитаризма превратился в борца сопротивления. Когда он уже готовил покушение, Эльзер сознательно прервал все отношения, чтобы семья, любимая женщина и друзья не пострадали. И во время допросов в гестапо он отрицал знакомство с разными людьми, чтобы не подвергать их опасности. Нас обескуражило, как искаженный образ Эльзера после войны был беспрекословно принят обществом». Настоящим подарком для продюсера Бориса Оссерера стала история любви Эльзера и Эльзы: «Часто для биографических фильмов придумываются любовные истории, которых на самом деле не было. А здесь эта история не только была, но она еще и свидетельствует о важных чертах характера героя – его внутренней свободе и независимости». Чрезвычайно важным для авторов было показать последовательное проникновение фашизма в жизнь людей. Фред Брайнерсдорфер: «В принципе, «Взорвать Гитлера» – Heimatfilm (дословно – фильм о родном крае, жанр в немецкой кинематографии 1920-1950 гг., основная тема которого – проблемы «маленького человека»), но мы были против мифов и клише, характерных для этого жанра. Мы рассказываем о том, как метастазы нацизма проникают в жизнь людей и как люди меняются». Леони-Клер Брайнерсдорфер: «Мы показываем, что люди принимают эти изменения как данность. Даже когда близкого знакомого, который никому ничего дурного не делал, арестовывали как коммуниста и отправляли в концлагерь, люди этого как будто не замечали. Или оправдывали себя: я-то всё делаю правильно, а у арестованного ведь был выбор. По-моему, это коллективное моральное банкротство».
Для продюсеров большой удачей стало согласие Оливера Хиршбигеля снимать фильм. Оливер Хиршбигель (1957 г. р.) - немецкий кинорежиссёр. Долгое время работал на телевидении (был, например, одним из создателей популярного телесериала «Комиссар Рекс»), с 2001 года - в большом кино. Кинодебют Хиршбигеля триллер «Эксперимент» (2001) получил прекрасные отзывы в прессе и собрал множество наград. Вторая картина режиссёра «Мой последний фильм», представляющая собой 90-минутный монолог пятидесятилетней женщины, также имела успех у критики. Огромное внимание привлёк к себе появившийся в 2004 году фильм Хиршбигеля «Бункер». Тема этой противоречивой ленты - последние дни Третьего рейха, а главный герой «Бункера» - Адольф Гитлер. Подход режиссёра, очеловечившего лидера нацистской Германии, которого многие привыкли считать абсолютным злом, не мог не вызвать протестов. Тем не менее, картина сделала хорошие кассовые сборы по всему миру, собрала множество наград на фестивалях и получила номинацию на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм. В дальнейшем Хиршбигель снимал англоязычные ленты в Голливуде и Великобритании («Вторжение», «Пять минут рая», «Диана: История любви»), а также принимал участие в создании сериала «Борджиа».
Исполнитель главной роли немецкий актёр Кристиан Фридель - специалист по трагическим романтикам (сыграл учителя-гуманиста в «Белой ленте» Михаэля Ханеке и поэта-самоубийцу в «Безрассудной любви» Джессики Хауснер). За роль Георга Эльзера Кристиан был номинирован на премии Европейской и Немецкой киноакадемий.
После долгого подготовительного периода фильм «Взорвать Гитлера» снимался два летних месяца - июль и август 2014 года - в Баден-Вюртемберге, Баварии, Южном Тироле и Берлине. Борис Оссерер: «Исторический фильм требует больших усилий, если вы хотите сделать его убедительным. Например, мы вдоль и поперёк проехали землю Баден-Вюртемберг, чтобы найти аутентичный рабочий посёлок. Деревни были перестроены, дома выглядят не так, как в 30-е». Хиршбигель впервые работал с оператором Юдит Кауфман. Оссерер: «Через неделю работы они практически не разговаривали. Не потому что поссорились, а потому что понимали друг друга мгновенно. Одного взгляда или реплики было достаточно, чтобы знать, что нужно делать». В фильме была использована запись реального выступления Гитлера 8 ноября 1939 года, в день покушения.
Картина была участником МКФ в Берлине, а в прокат в Германии вышла 9 апреля 2015 года, через 70 лет после казни Эльзера. В первые дни проката ленту посмотрели все высшие чиновники страны, а для детей и школьников были организованы специальные массовые бесплатные сеансы. Лента получила 7 номинаций на премию Немецкой киноакадемии.
ОЛИВЕР ХИРШБИГЕЛЬ:
«Ещё школьником, пытаясь, насколько это было возможным, понять время нацизма, я узнал про Эльзера. Хотя многие факты его жизни стали известны только сейчас. Тогда он представлялся странным человеком, одержимым убийством Гитлера… Он не состоял ни в какой партии, он просто был внутренне независимым человеком, способным самостоятельно мыслить. Человеком, которому интересен мир и не интересны рамки жизни обывателя. Он почувствовал энергию разрушения в той системе, которая подчиняла себе всё, насильно подавляла любую индивидуальность. Это противоречило его сути… Открытость сердца и способность предвидения не определяются уровнем образования или городской средой. Он просто чувствовал, что должен действовать».
«У меня сразу возникает параллель с историей Эдварда Сноудена. Он в течение нескольких лет наблюдал за тем, что происходит в якобы демократической системе, это мучило его, пока он не предал информацию гласности. Прекрасно понимая, что рискует собственной жизнью, что ему придется скрываться, что его будут преследовать по всему миру. И всё-таки он встал и сказал: так не должно быть! Сноуден - совсем другой человек, очень умный, образованный. Но внутреннее побуждение у него такое же, как у Эльзера».
«Я всегда говорил: если тема, связанная с Германией, захватит меня, соглашусь снимать сразу. Это тот случай. Я прочитал сценарий скорее из любопытства, потому что знал историю Эльзера и не представлял, как её можно рассказать в виде триллера. Но, читая, сразу погрузился в сюжет. Я не мог оторваться от него, поражался снова и снова неожиданным поворотам. И, заканчивая, уже знал, что должен снимать этот фильм». (о работе с Кристианом Фриделем) «Те, кто видел «Белую ленту», могут подтвердить, что он фантастический актёр. Я должен сказать: никто даже близко не смог бы сыграть Эльзера так, как он. Наш первый съёмочный день прошёл настолько гладко, что стало понятно: мы как два брата, и вместе управляем лодкой. Достаточно было одной реплики - и работа шла в правильном направлении. Это было идеальное сотрудничество».
КРИСТИАН ФРИДЕЛЬ:
«Текст захватил меня сразу. Это интересная смесь реальных исторических событий и художественной интерпретации. Сначала мне было трудно представить себя в образе главного героя, многие вещи казались чуждыми. Во время проб использовалась сцена допроса, и меня захватила возможность сфокусироваться на «провале» Эльзера, его гневе, его боли, его решительности. Такая роль - подарок для любого актёра. Когда меня утвердили, я был просто ошеломлён и счастлив».
«Кроме обычной работы - выучить тексты и внимательно пройтись по сценарию, - потребовалось и другое. Я смотрел архивные киноматериалы, читал об Эльзере. Интересно, что его родственники и знакомые очень по-разному вспоминали о нём, и не все поняли и приняли его поступок, а некоторые предпочитали молчать. Эта неоднозначность в оценке героя очень помогла мне, и постепенно образ стал обретать форму. Я не из тех актёров, которые приходят на площадку абсолютно точно знающими, как их герой ходил, как говорил и т.д. Я продолжаю искать решение в процессе работы и вместе с режиссёром».
ПРЕССА:
«Сюжет реален, и главное здесь - как это сделано… Хиршбигель сделал по-настоящему пронзительную драму и в то же время - напряжённый детектив, которому никак не мешает заранее известная развязка. Ведь главное здесь - характер и мотивации. Плюс, разумеется, актёрская игра - изумительная работа молодого Кристиана Фриделя» (Антон Долин, «Вести FM»).
«Мастеровитый режиссер Оливер Хиршбигель взялся за сюжет избитый, и вопроса «что вдруг?» в разговоре о «Взорвать Гитлера» не избежишь. Ничего нового об Эльзере уже давно никто рассказать не может, его биография известна досконально… Художественных открытий от автора сериала «Комиссар Рекс» и создателя памятной ленты «Бункер» (помните, лет десять назад её снимали в Петербурге на улице Шкапина, в декорациях разрухи и жути?) тоже ждать не приходилось… Что действительно выбивается из разряда обычного и заурядного, так это актёрские работы. Они здесь действительно - в десятку. Эльзер в исполнении Кристиана Фриделя - не герой без меча, а смешной коротышка с волосами, вечно торчащими дыбом. Актёр даже не дегероизирует своего персонажа, он его изначально решает как такого бродяжку Чарли, но в декорациях нацистской Германии. Неуклюжий, незадачливый, трусоватый в быту герой в действии фильма о подвиге и стойкости на допросах выглядит ещё выразительнее… Ещё одно попадание в десятку - главная женская роль, возлюбленная Эльзера в исполнении Катарины Шюттлер. Одна из самых востребованных актрис современного немецкого кино и прежде выделялась на любом фоне (любопытствующих отправляю смотреть скандальный сериал «Наши матери, наши отцы», в котором Шюттлер выдает актёрский экстра-класс). Роль во «Взорвать Гитлера» - пока что лучшая в её репертуаре. Здесь всё к месту: и темперамент, и внешнее сходство со звёздами тридцатых годов, и невероятная органика и выразительность. Все эти достоинства, в лучшем случае, сделали бы «Взорвать Гитлера» крепкой драмой, неплохой, но и не слишком выдающейся на общем фоне. Но режиссёр Хиршбигель вывел этот фильм на периферию кинопроцесса, поставив перед собой правильную магистральную задачу и подчинив ей все приёмы и способы создания конкретного фильма: доказать, что от повторений и перепевок, от новых памятников, досок, литературных и кинобиографий история маленького человека, в одиночку взбунтовавшегося против нацизма, ровным счётом ничего не теряет. Прежде всего - не теряет обаяния и человечности. Эльзер не забронзовеет, как забронзовели в нашем создании, скажем, образы Александра Матросова или Зои Космодемьянской. Потому, видимо, что никто не пытался сделать его «положительным героем» в соответствии с канонами «соцреализма» - Эльзер с момента своего подвига и до сих пор останется только собой: неудачником, лузером, трусишкой, который, тем не менее, сумел осознать и предсказать грядущую мировую катастрофу и отважился восстать против бесчеловечной власти в лице конкретного тоталитарного лидера… Нации нужны герои. Но это только часть правды. Есть и другая. Чтобы герои оставались живыми, питали сознание, достоинство, честь, совесть обитателей планеты XXI века, не стоит их, давно оставивших этот мир, заставлять служить какой-либо идеологии. Герои должны оставаться людьми» (Иван Чувиляев, «Фонтанка.ру»).
«Взорвать Гитлера» рассказывает совсем не о взрыве, не о тщательной подготовке даже. Это кино о том, как в человеке просыпается, растёт, а затем и превращается в эмоциональную бомбу неприятие нацизма, фашизма и милитаризма. Большая часть картины посвящена тому, как Эльзер пришёл к пониманию того, что Гитлер и нацисты ведут Германию к краю пропасти. И авторам картины удалось это великолепно - картина даже без обилия стрельбы и погонь смотрится на одном дыхании. Борьба остаётся борьбой, даже если она ведётся в границах небольшого городка. «Взорвать Гитлера» - не та картина, которую можно оценить однозначно, чью оценку можно уместить в пару строк резюме. История Эльзера слишком страшна и многослойна, представить, что было бы с миром, пройди покушение по его плану, сложно - слишком многое в Германии конца 30-х требовало реконструкции. Но человечески картина получилась очень сильной, живой и эмоционально насыщенной. Мир по-прежнему нуждается в героях, и не только в вымышленных, облачённых в железные костюмы или комиксные маски, но и в простых плотниках, верящих в справедливость и верховенство свободы над тиранией» (Евгений Ухов, film.ru).
«История Георга Эльзера, одинокого борца сопротивления, хорошо известна исследователям истории Третьего рейха, но почти незнакома широкому зрителю. Рассказать её - дело полезное и важное, и Хиршбигель берётся за него крайне основательно, с первых минут задавая твёрдый, чеканный ритм. Сцены в гестапо сняты в холодной тёмно-серой цветовой гамме, в то время как прошлое окрашено ласково-жёлтым солнечным светом - который, впрочем, начинает постепенно меркнуть с укреплением позиций нацистской партии и усложнением жизни Эльзера… Акценты на добре и зле во «Взорвать Гитлера» расставлены предельно ясно - не возненавидеть сразу и всей душой фашистскую Германию, истязающую пухлогубого кудрявого плотника и его несчастную возлюбленную, не представляется возможным. Этот фильм хорошо сыгран, красиво снят, воодушевлённо озвучен и по большей части динамичен, но поставлен настолько скрупулёзно, что в нём совсем не остаётся ни воздуха, ни пространства для подтекста. С фашизмом боролись отчаянные герои, быстро понявшие, что Гитлер - не панацея для народа, а человек, обрекающий его на погибель. Нацистскими идеями заражались пьющие, потные, неприятные бюргеры, жестоко избивавшие красавиц жён. В коридорах гестапо водились бесчеловечные свиньи, расслабляющиеся после сеанса истязания отважных оппозиционеров бокалом коньяка с бутербродиком. Эльзер не дожил двадцать дней до освобождения Дахау, а Эльза ещё дважды вышла замуж и умерла только в 1994-м, но позабыть любимого так и не смогла. Всё это, конечно, очень красиво. Но два часа экранного времени на примере неординарного героя вбивать в зрителя, что чёрное это чёрное, а белое это белое, - какая-то по нынешним временам совершенно непостижимая роскошь» (Анна Сотникова, «Коммерсантъ Weekend»).
«Если «Бункер» был выстроен как своего рода хроника, то «Взорвать Гитлера» - скорее этнографическая экспедиция внутрь авторитарного режима. Хиршбигель демонстрирует зрителям калейдоскоп драк коммунистов с нацистами, патриотических речей и будничного сосуществования обывателей с рабами концлагерей… Картину можно упрекнуть в излишней романтизации, но какой ещё может быть история человека, всерьёз мечтавшего в одиночку расправиться с главным мировым злодеем? Недаром Эльзер на бесчисленных допросах упорно повторял одну и ту же фразу: «Своим поступком я хотел предотвратить ещё большее кровопролитие». Ну, чем не идеалист?» (Аюр Санданов, «The Hollywood Reporter»).
«Взорвать Гитлера» - это два фильма в одном. Один - о герое-одиночке, которого пытают, хотя пытать его бесполезно. Он никого не выдаст, потому что выдавать некого. И чувствует себя никаким не героем, а преступником - убийцей невинных людей, родным которых передаёт соболезнования. Другой фильм - о швабском городке, где Эльзер умеренно тусовался с коммунистами (лозунги по ночам на стенах писал, но от драк со штурмовиками увиливал) и вёл не очень красящую его половую жизнь. А в реконструкции быта Heimat (малой родины) немецким режиссёрам трудно найти равных… Приход нацистов к власти по фильму никакой роковой черты между до и после не выжег. Хиршбигель опытным путём пришёл к тому же выводу, что и несколько поколений немецких режиссёров за последние 50 лет - от Петера Фляйшмана до Михаэля Ханеке: фашизм - органический компонент немецкой души, а Гитлер лишь выставил его на всеобщее обозрение» (Михаил Трофименков, «Коммерсантъ»).