ЗИЛЬС МАРИЯ
(«Clouds of Sils Maria», Франция-Швейцария-Германия, 2014)
Режиссёр: Оливье Ассайас.
В ролях: Жюльетт Бинош, Кристен Стюарт, Хлоя Грейс Морец, Ларс Эйдингер, Брэйди Корбет, Джонни Флинн, Ангела Винклер, Ханнс Цишлер, Алёша Стэйделманн, Нора фон Вальдштеттен.
Жанр: драма.
Известная актриса Мария Эндерс (Бинош) едет в Цюрих на торжественную церемонию в честь драматурга Мельхиора, чья пьеса «Змея Малойи» прославила её в восемнадцать лет. Мария дебютировала в спектакле по этой пьесе, сыграв амбициозную секретаршу Сигрид, которая сперва очаровывает, а потом доводит до самоубийства свою 40-летнюю начальницу Елену. Эта роль изменила жизнь юной актрисы… Неожиданная смерть Мельхиора за несколько часов до церемонии погружает Марию в прошлое, которое никогда не спит и возвращается… К тому же, после двух десятилетий успешной карьеры в кино и театре Мария получает предложение вновь выйти на сцену в «Змее Малойи», но на сей раз в образе Елены. А на роль Сигрид приглашена Джо-Энн Эллис (Морец), голливудская старлетка со скандальной репутацией. Мария воспринимает эту ситуацию как некий знак судьбы, а в Джо-Энн видит и соперницу, и отражение самой себя. Вместе со своей ассистенткой Валентиной (Стюарт), единственным собеседником и другом, она отправляется в альпийскую деревушку Зильс Мария, чтобы начать репетиции и одновременно разобраться в себе, примириться со временем и возрастом, попытаться осознать, что жизнь состоит из разных этапов, и каждый из них когда-то заканчивается…
Картину поставил по собственному сценарию известный французский режиссёр Оливье Ассайас и это его первый англоязычный фильм. Оливье Ассайас - сын французского режиссёра и сценариста Жака Реми, был женат на гонконгской киноактрисе Мэгги Чун. В 1979 году Ассайас, вдохновлённый движением пост-панка, снял свой первый короткометражный фильм «Авторское право». С 1980 по 1985 годы работал критиком для журнала «Кайе дю синема», написал книгу про Ингмара Бергмана, сделал несколько короткометражных фильмов, в 1986 году снял свой первый полнометражный фильм «Беспорядок». У себя на родине режиссёр за свою более чем тридцатилетнюю карьеру успел снять два десятка фильмов и пару сериалов, а его главным достижением считалась многочасовая сага «Карлос» о террористе семидесятых годов Ильиче Рамиресе Санчесе. Российскому зрителю Ассайас, в первую очередь, известен благодаря альманахам «Париж, я люблю тебя» (2006) и «У каждого своё кино» (2007). Некоторую известность в узких кругах имела кибер-драма «Демон-любовник» (2002), в рамках одного из фестивалей «Орлёнок» показывал фильм Ассайаса «Летнее время», а в рамках проекта «Настоящее кино» демонстрировалась картина «Что-то в воздухе» (приз за лучший сценарий на МКФ в Венеции).
Актерское трио «Зильс Марии» образовали: известная французская актриса Жюльет Бинош, на счету которой один «Оскар» (за лучшую женскую роль второго плана в фильме «Английский пациент»), призы лучшей актрисе Венецианского («Три цвета: Синий») и Берлинского («Английский пациент», «Копия верна») МКФ и множество звёздных ролей («Дурная кровь», «Невыносимая лёгкость бытия», «Любовники с Нового моста», «Шоколад», «История любви», «Скрытое», «Париж», «Другая жизнь женщины»); голливудская звезда Кристен Стюарт («Комната страха», «В диких условиях», «В стране женщин», «Однажды в Голливуде», франшиза «Сумерки», «Белоснежка и охотник», «На дороге»); американка Хлоя Грейс Морец, всего 17-летняя, но уже с немалым киноопытом («Ужас Амитивилля», «Дом большой мамочки-2», первый и второй «Пипец», «Впусти меня. Сага», «Мрачные тени», «Телекинез», «Если я останусь», «Великий уравнитель»). Бинош была в проекте изначально - именно она подкинула Оливье Ассайасу идею для сценария фильма. Продюсер Шарль Жилибер подтвердил, что роль Валентины с самого начала хотели отдать Кристен Стюарт, но она была занята. Роль получила Миа Васиковска, но в итоге она покинула проект, а создателям фильма всё же удалось договориться со Стюарт уже на другие даты съёмок.
Знаменитая фирма «Chanel» приняла участие в финансировании этого проекта, а также снабдила актрис одеждой, ювелирными изделиями, аксессуарами и косметикой. Это позволило Ассайасу снять фильм на плёнке, как он хотел, а не в цифровом формате.
Основные съёмки картины проходили с 22 августа по 4 октября 2013 года в швейцарских Альпах - в городке Зильс Мария (там облака, подобно змеям, имеют свойство наползать на долину), а также в Цюрихе, Лейпциге и Южном Тироле (Италия).
Картина «Зильс Мария» участвовала в конкурсной программе 67-го Каннского МКФ, призов не удостоилась, но по итогам опроса, проведённого британским журналом «Screen International» среди ведущих кинокритиков мира, заняла пятое место в списке лучших фильмов конкурса.
ОЛИВЬЕ АССАЙАС:
«У этого фильма долгая предыстория. Впервые мы встретились с Жюльетт Бинош много лет назад, когда оба только начинали свои карьеры. Я вместе с Андре Тешине писал сценарий для его фильма «Свидание», а Жюльетт играла в нём главную роль. Потом наши пути шли параллельными курсами и пересеклись только в 2008-м, когда мы вместе сделали «Летнее время». Первопричина фильма «Зильс Мария» - сама Жюльетт, а потом уже мои наброски сценария, «оживление» персонажей, сюжет. Образы фильма - горные ландшафты, крутые тропы и туманы - передают наше (моё и Бинош) сегодняшнее состояние с нашими вопросами о настоящем и особенно о будущем. Хотя здесь много говорится о прошлом, которое нас сформировало.
Главная героиня Мария Эндерс - актриса. Конечно, театр - это жизнь, и даже немного больше, чем жизнь. Но это история не о театре и его миражах, она о человеке в самом простом и самом глубинном смысле. Слова, написанные авторами, сказанные актёрами и услышанные зрителями что-то значат только в случае, когда резонируют с вопросами, которые мы сами задаём себе, каждый день».
«Внезапно я подумал о пьесе Рейнера Вернера Фассбиндера «Горькие слёзы Петры фон Кант». Я сразу задумался, а почему бы не вставить кусочки пьесы Фассбиндера в фильм? Почему бы не создать свою собственную, упрощённую, ожесточённую версию «Горьких слёз Петры фон Кант»?
«Мои герои - люди, которые постигают движение времени, влияние времени на их жизнь, и важно было окружить их максимальной красотой мира - красотой, которая вне времени. Но мне не хотелось делать открытку, снимать виды никем не заселённых гор. Важно, что Зильс Мария - высоко в горах, но у этого места давние и глубокие связи с миром искусства, с историей европейской мысли».
«Меня интересует современность, но также мне интересны люди, из которых эта современность сделана. А они, в свою очередь, состоят из прошлого, пережитого ими и их близкими. Прошлое - определяющий элемент. Я не склонен к ностальгии, вообще. Ноль ностальгии. Но тот, кто интересуется человеком, должен проникнуть в его прошлое. И тот, кто интересуется миром, должен понимать его историю».
«Ключевой момент создания фильма - подбор актёров. Кино случается в момент соприкосновения актёра с текстом. Мне кажется, он знает про героя больше, чем я. Написанный тобой сценарий - абстракция, только актёры наполняют персонажей плотью и кровью. Совершив выбор, я полностью им доверяю. И никогда не рассказываю заранее, где будет камера, чтобы не смущать. Важно, чтобы реакции были спонтанными, как в жизни. Если что-то пойдёт не так, всегда можно переделать или исправить в монтаже. Поэтому я снимаю всё - актёрам удобно, правда, группе приходится тяжело, приходится следовать за импровизацией. Что может случиться? Человек будет не в фокусе? Ну и что, я могу и такой кадр вставить в фильм, если весь эпизод хорошо сыгран. Худшая ошибка режиссёра - не снять лучший вариант сцены только потому, что он родился не после команды «Мотор!», а во время репетиции».
«Не то чтобы я сразу увидел Кристен в своём фильме! Дело в том, что у меня и у картины «На дороге», где она тогда снималась, общий продюсер, и мы встречались несколько раз на студии в неформальной обстановке, перекидывались парой фраз. Я отметил про себя её сильную натуру, её потенциал. И когда у меня в сценарии появилась роль взбалмошной голливудской звезды, за которой бегают папарацци, я подумал, что Кристен могла бы это сыграть. Но она предпочла более сложный и закрытый персонаж - роль Валентины, ассистентки Жюльетт Бинош. Я понял, что именно это ей и нужно - отойти подальше от собственной ситуации, от звёздного статуса, от шумихи в медиа. Так что роль голливудской знаменитости сыграла Хлоя Грейс Морец, а для Кристен, думаю, важно было освободиться от всего этого. Её работа меня впечатляла не только во время съёмок, но и в процессе монтажа. Знаете, именно при монтаже открываешь для себя нюансы актёрской игры и окончательно понимаешь, что тебе нужно».
«Хлоя появилась позже всех. Её посоветовал американский агент, сказал, что она очень интересуется. Я проверил по IMDb, она показалась мне слишком юной. Нет, говорит агент, ты сначала с ней поговори. Мы созвонились по скайпу и я понял, что она остроумная и взрослая. Я повесил трубку и крепко задумался: ей ведь всего шестнадцать, а героиня бешеная. Пришлось с ней повидаться в реальности и убедиться в том, что она даже отдалённо не напоминает подростка. Маленькие актёры, которые проводят много времени на съёмочной площадке и делают взрослую работу, очень рано перестают быть детьми».
«Трудно сохранить на площадке интимную обстановку, когда у вас снимаются звёзды. Мы работали в уединённой безмятежной местности, и количество лишнего народа меня порядком злило. Когда снимали эпизод с Жюльетт и Кристен на прогулке в горах, я подсчитал: в кадре двое, а за кадром - аж 29 человек. Пришлось остановить съёмку, и сказать, стоп, нам тут не нужны ни три костюмера, ни телохранители Кристен - здесь тихо, спокойно, и медведей не водится. Так что дальше нас вполне можно было сосчитать по пальцам, что гораздо лучше отвечало духу сцены».
«Жизнь и есть театр. Даже в процессе творчества, в работе над ролью, речь идёт не об иллюзиях и вымысле, а о простых человеческих вещах. Суть актёрского ремесла и состоит в том чтобы понять других людей и найти внутри себя ответ на вопрос, что ими движет. Ты можешь играть разные роли, но никогда не должен слишком удаляться от человеческого опыта, от эмоций, которые зритель мог бы с тобой разделить. Меня интересует прежде всего человеческий опыт восприятия мира. Меня очень интересует соотношение между людскими ожиданиями и неизбежными изменениями в мире. Их столкновение. Мир ведь всё время меняется, и мы должны приспосабливаться к переменам. Героине Жюльетт приходится пересмотреть своё прошлое, чтобы лучше понять себя и двигаться дальше. Такое знакомо каждому».
ЖЮЛЬЕТТ БИНОШ:
«Я давно знакома с Оливье, и я сказала ему: «Я мечтаю поработать с тобой. Давай, снимем фильм о женщинах», и он ответил: «Вперёд!». И написал его для меня. Думаю, что это один из самых красивых сценариев, который я когда-либо только читала. Он как будто специально написан для нас: Кристен Стюарт, Хлои Грейс Морец и меня. Это довольно таки интересный треугольник... Когда мы снимали этот фильм, я почувствовала, будто сбываются мои мечты».
«В фильме показана женщина в опасности, ужасно уязвимая, которая не понимает, кто она и где находится. Некая хрупкость, ощущаемая всеми нами, если представить, что нас отправили на край света без объяснения причин, без возможности контролировать ситуацию или самим принимать какие-то решения. Когда много путешествуешь, уже не понимаешь, где сейчас живёшь! Ты подвержен этому движению, беспрестанным просьбам со всех сторон, и в этой круговерти у Марии Эндерс есть якорь - её ассистентка. Персонаж, сыгранный Кристен, позволяет ей обрести некое подобие семьи и увидеть себя в зеркале. По крайней мере ассистентка смотрит на неё, возвращая ей тот образ из более славных времен. И даже больше, она является проводником между ней самой и остальным миром. Фактически, Мария Эндерс обнаруживает, что попала в полную зависимость от Валентины, которая молода, у которой бурная сексуальная жизнь - в отличие от неё самой - которая знает, как принимать решения и подталкивает её принимать свои».
«Среди тысячи других причин, почему я выбрала этот фильм, могу назвать эту: фильм «Зильс Мария» в итоге показывает, чего стоит актёру сыграть роль. Такое не часто встречается в кино. Какой след роль оставляет в тебе. Сомнения и колебания между тем согласиться или отказаться, и это вовсе не каприз или блажь, но вопрос жизни и смерти, даже если кому-то извне это кажется слишком. Чтобы играть, порой приходится свернуть горы, подойти к той степени уязвимости и преодолеть страхи, которым обычно вы стараетесь не подвергать себя. Не говоря уже о том, что когда ты являешься актрисой, ты смотришь на себя сквозь увеличительное стекло. Когда ты достигаешь определённого возраста, то все изменения в твоём теле и лице становятся заметны. Это происходит до тех пор, пока ты не перестаёшь волноваться об этом. Когда ты перестаёшь пытаться быть идеальной».
«Мне кажется забавным, когда люди думают, что сильные чувства можно пережить, снимаясь лишь в артхаусном кино. Конечно, дай мне волю, я бы только в нём и играла. Но успех подобных малобюджетных фильмов - невероятная удача. Так что нужно учиться жонглировать, испытывать полную гамму эмоций от своей роли в любом фильме».
«Кристен не боится своих неясных, размытых зон. В каждом дубле она похожа на настороженного зверька, который хочет узнать, что спрятано за дверью. Ей практически не нужно время, чтобы вспомнить свои слова, и она с уверенностью бросается в каждую сцену фильма. Это парадоксально: она словно скатывается с вершины горы, и это происходит совершенно непринужденно».
КРИСТЕН СТЮАРТ:
«После работы над картиной «На дороге», продюсер фильма Шарль Жилибер убедил меня в том, что Оливье был идеальным режиссёром для меня. Я сразу же взялась за сценарий. Оливье рассказал мне, что он написал сценарий, не думая обо мне».
«Каждая роль рождается из тебя и твоего личного опыта, но что касается ассистентки, то здесь этого ещё больше. Я знаю этот мир очень хорошо… Это термоядерный синтез, который может вылиться во взрыв! Я пережила такого рода отношения, и я знаю, каково это для звезды оказаться в изоляции, и позаимствовать ассистентку в качестве друга словно машину. Это очень сложные отношения, границы размываются, всё перемешивается - работа, дружба, любовь - когда рядом нужен кто-то, кто напомнит, кто ты есть на самом деле. Ассистент становится хранителем всех твоих секретов, тем, кто знает о самых интимных моментах твоей жизни. Фильм - это конфронтация между двумя женщинами, которые находятся на разных жизненных стадиях. Одна из них оказывается в точке, где цена, которую ей приходится заплатить за своё искусство, совершенно её дестабилизирует. Даже, если это того стоит».
«Когда мы начали этот путь, я каждый день очень удивлялась тому, что фильм освещал столько всего. Это две очень контрастные перспективы и уровня жизни, которые приходят вместе и предлагают друг другу что-то… Это захватывающе и одновременно болезненно. Но мне это нравится. Мне было так весело. Жюльетт озадачивает меня и заставляет действовать. Рядом с ней я никогда не переставала размышлять. Всё, что вы видите в фильме, просто происходило. Так что это не было трудным».
«Через своего персонажа я хотела критиковать поглощение прессой большого количества фальшивых жизней. Когда ты думаешь об этом, то понимаешь, что это странный феномен, обогащающий людей… Некоторые из слов моей героини отражают именно то, что я думаю по этому поводу. Оливье нашёл правильные слова».
«Жюльетт открывает в других таланты. Это обезоруживает. C ней ты не можешь выдать подделку. Ты не можешь лгать ей. Такая искренность - самый чудесный дар, который ты можешь преподнести другому актёру. И больше, чем кто-либо другой, она заставляла меня думать».
ХЛОЯ ГРЕЙС МОРЕЦ:
«Да я просто по полу каталась от восторга, узнав, что буду работать с Оливье и Жюльетт Бинош. Настоящие французские кинематографисты! Потом прочитала сценарий, поговорила с Ассайасом на фестивале в Торонто - мы были как «два встречных корабля в ночи»: он после пресс-конференции, я перед пресс-конференцией. Оказалось, мы совершенно одинаково представляем себе Джо-Энн, мою героиню. Через три-четыре месяца начались съёмки».
«Я выросла на фильмах Жюльетт. Но было сложно: подросток из Америки, который снимается в голливудских блокбастерах, оказался на площадке между двух легенд французского кино. Страшно боялась, что они будут меня презирать! Я и по-французски ни слова не понимаю. В результате они в моём присутствии разговаривали между собой только на английском, такие милые оказались люди».
«Я знаю этот мир, я в нём выросла. Мне всего семнадцать, так что я до сих пор расту в нём. Моя героиня - олицетворение всего, что я ненавижу в Голливуде, от чего всегда хотелось бежать. Да, Джо-Энн сумасшедшая, но она действительно хорошая актриса, и это убойный коктейль - талантливый психопат. Пришлось притвориться сумасшедшей. Было жутковато потом смотреть этот фильм и видеть себя в той роли, которой я в жизни так стараюсь избежать. Ведь и я могла стать такой: сидеть на пресс-конференции с пустыми глазами, после наркотической ночи».
ПРЕССА:
«Картина Ассайаса получилась довольной сложной: здесь есть тень рефлексии на тему европейской истории XX века и природы творчества; здесь - поколения художников, мельчающих с годами, как матрёшки, двусмысленные отношения двух женщин и сатира на Голливуд - всего этого можно не замечать, просто получая удовольствие от, как минимум, трёх невероятных актёрских работ» (Мария Кувшинова, «Сеанс»).
«Если бы речь шла о мужчинах, можно было бы сказать, что одна из многих тем этого замечательного фильма - кризис среднего возраста. В женском случае принято выражаться более поэтично, поэтому скажем, что героиня Бинош пытается примириться с неумолимым ходом времени. Если бы речь шла о какой-то другой профессии, «Зильс Марию» смело можно было бы записывать в сатиру. Но поскольку речь об актёрстве, это не совсем так: Оливье Ассайас слишком нежно относится к актёрам, чтобы смеяться над ними - даже иронизируя, в первую очередь он пытается их понять… Бинош играет кого-то вроде самой себя, но с иронической дистанцией (и самую малость, может быть, моложе и популярнее), Морец играет скорее гипертрофированную Кристен Стюарт, чем себя, а Стюарт - идеальную версию себя за вычетом карьеры. Так или иначе, если Бинош доказывать нечего, то Стюарт напоминает, что «Сумерки» «Сумерками», а она по-прежнему прекрасная молодая актриса: её расслабленная, естественная поза идеально контрастирует с взвинченностью и рефлексией партнёрши, её тщетными попытками всё контролировать; страшно сказать, иногда она выглядит интереснее француженки… Ассайас работает на той же территории, что Фассбиндер в «Горьких слёзах Петры фон Кант», Бергман в «Персоне», Линч в «Малхолланд-драйв», но его фильм намного светлее и безопаснее - вероятно, к досаде некоторых и облегчению многих. Клаустрофобия психологической дуэли нивелируется живописными альпийскими пейзажами, а центральная метафора картины и вовсе воздушна: «змея Малойи» - природный феномен, движение облаков через перевал неподалеку от местечка Зильс Мария. Что-то в жизни главной героини рассеется, как тамошний туман, но это, в концов концов, не трагедия - только плата за то, что из этого тумана впоследствии образуется» (Станислав Зельвенский, «Афиша. Воздух»).
«В этом фильме есть что-то от производственной драмы: актриса погружается в воспоминания и неуверенно, словно не доверяя реальности, вступает в пространство прошлого, но может позволить себе подобное только благодаря Вэл. В то же время последняя на глазах превращается из штатной единицы, человека-органайзера, в живое существо. Связь между героинями пьесы отражается в жизни Марии и Вэл, читающих сценарий по ролям так, что становится сложно понять, где идёт написанный двадцать лет назад текст, а где уже начинается выяснение отношений. И всё это на фоне гор, где можно потеряться и увидеть, как облака ползут змеей через перевал Малойя. «Змея Малойи» - название той самой вымышленной пьесы, Зильс Мария - название места, где жил её автор и где Мария заново проживает прошлое. Прошлое, в том числе вымышленное, становится настоящим. Когда появляется Хлоя Грейс Морец в роли наглой старлетки, претендующей на роль, некогда сыгранную героиней, круг замыкается, призрачная змея догоняет свой хвост, фильм складывается в идеальное рондо о том, что всё проходит и всё повторяется» (Владимир Лященко, Газета.ru).
«Прямо скажем, далеко не всякий фильм, в котором причастные к созданию кино люди пытаются рассказать о свой профессии, получается хорошим. Причин этому много: кто-то скатывается в умничание, кому-то кажется, что ничего важнее творческих мук нет, и ими обязательно нужно «помучить» и зрителя, но большинство таких лент просто превращаются в поверхностное самолюбование. Рецепт хорошего кино о кино, собственно, тоже лежит на поверхности - во главе истории должен быть человек, а не его место в съёмочной группе, только отшлифованная живым характером профессия может стать дополнительной гранью алмаза. К счастью, именно с таким тонким, умным фильмом мы и имеем дело при просмотре драмы «Зильс Мария»… Великолепный бенефис Жюльетт Бинош, тонко ощущающей тот самый метафорический момент формирования облаков из титульного оригинального названия, преодолевающих горную гряду и накрывающих долину. Возраст не щадит женщин, особенно жесток он к актрисам, беспощаден к таланту, суров к внешности, и преодоление той черты, за которой артистка перестает играть невест и начинает играть свекровей, может стать самым серьёзным испытанием в жизни. Бинош преодолевает эту черту на наших глазах. Не без помощи Стюарт, которую нельзя упрекнуть в «Зильс Марии» ни единым словом. Не без подачи со стороны «оторвы» Хлои Морец, переигрывающей, но от этого становящейся лишь «убийственнее». Не без стараний Ассайаса - необыкновенно чётко прочувствовавшего женщину, со всеми её внутренними «тараканами». Восхитительное, многослойное, по-женски трудночитаемое кино о принятии своего места в жизни» (Евгений Ухов, Film.ru).
«Психологические турбуленции сыграны актёрами и сняты Ассайасом без пошлости, порой даже с юмором. И, что приятно, функционально. Лишнего тут немного. Самоирония и самообладание - козыри Бинош в этой опасной, поскольку она исповедальная, роли. Получился, к счастью, не бенефис, а «открытое письмо». Когда нет другого выхода, можно потрепать, размять, даже проэксплуатировать свой возраст, чтобы удостовериться (с помощью молоденьких по сюжету режиссёров), что хорошим артисткам и годы не помеха. Даже наоборот» (Зара Абдуллаева, «Искусство кино»).