05.05.2013
ЖИЖЕК БЕЗ КНИЖЕК, ИЛИ КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ИДЕОЛОГИИ
17 и 18 мая в «Орлёнке» в рубрике «Специальный показ» будет демонстрироваться весьма необычный для кинематографа фильм - «Киногид извращенца: Идеология» («The Pervert's Guide to Ideology», Великобритания-Ирландия, 2012). Это ироничный интеллектуальный аттракцион главного поп-философа современности и ветерана фрейдомарксистской культурологии Славоя Жижека, его вторая совместная работа с режиссёром Софи Файнс, снятая через 6 лет после первого «Киногида извращенца». Используя свой метод интерпретации символов массовой культуры и исторических событий, Жижек выстраивает совершенно новое понимание того, как устроена идеология, формирующая наши убеждения и поступки. Иллюстрация к каждому новому витку повествования - это кадры из любимых и известных всем фильмов («Заводной апельсин», «Кабаре», «Цельнометаллическая оболочка», «Челюсти», «Титаник», «Таксист», «Искатели», «Забриски пойнт», «Последнее искушение Христа»). Жижек проводит удивительные параллели между этими фильмами и наблюдениями в сфере политики, истории. Он расскажет о том, как тяжело быть гедонистом, пройдётся по лживому «голливудскому марксизму» в духе Джеймса Кэмерона, обнажит, примерив мундир Сталина, непристойную подложку любой власти и покажет, как группа «Rammstein» борется с фашизмом, используя нацистский фетиш в качестве сексуального. При всей серьёзности и академичности темы, фильм ироничен и понятен. Картина обязательна к просмотру всем адептам культурологической конспирологии! Кто же такой Славой Жижек? Славой Жижек - самый популярный и цитируемый философ в мире из ныне живущих. Он - настоящая суперзведа философии. За последние 20 лет он принял участие более чем в 350 философских, психоаналитических и политологических научных мероприятиях, побывал с лекциями в 24 странах. Автор более 50 книг и 400 статей. Его работы переведены на 30 языков мира. На русском языке было издано 25 книг. Сфера интересов Славоя Жижека обширна: от кино и оперы до политики и психоанализа. Без исключения все мероприятия, в которых участвует Славой собирают полные залы и вызывают огромный интерес у прессы. В России интерес к Славою Жижеку особенно велик, так как он родился в бывшей Югославии и тонко понимает русскую ментальность и историю. И сам Жижек много раз говорил о том, что испытывает особый интерес к России. Его последний приезд в Россию в августе 2012 года, в рамках которого Славой выступал с лекциями в Государственном центре современного искусства в Москве и в Европейском университете в Санкт-Петербурге, вызвал огромный интерес. Об этом событии написали все основные СМИ и сайты, посвященные искусству, кино, философии, политике. У Славоя Жижека, как у рок-звезды, есть своя фанатская аудитория, которая генерирует огромное количество разного интернет-контента (анимированные картинки, цитаты, «мемы», ролики). Режиссёр Софи Файнс - дочь фотографа Марка Файнса и писательницы и художницы Джини Файнс, сестра знаменитых британских актеров Рэйфа и Джозефа Файнсов. В течение 5 лет, с 1987 по 1992 год, ассистировала Питеру Гринуэю. В 1999 году сняла свой первый короткометражный фильм «Ларс по пунктам», в котором Ларс фон Триер объясняет зрителям принципы своей ДОГМЫ-95. Первым полнометражным неигровым фильмом стала картина «Hoover Street Revival» (2002), посвященная госпел-музыке в южном Лос-Анджелесе. Фильмы Файнс были в программах различных фестивалей, включая Канны, Санденс, Теллурид, Локарно, Торонто, Роттердам, Эдинбург, Сидней и Лондон. Фильм «Киногид извращенца: Идеология» - это вторая совместная работа Славоя Жижека и Софи Файнс, вышедшая через 6 лет после первой части «Киногида». Первый фильм завоевал огромную популярность во всем мире, в нём Жижек разложил механизмы кинематографа, связав их с теорией психоанализа. За прошедшее с тех пор время Славой Жижек приобрел ещё больший опыт и большую популярность и решил на этот раз препарировать идеологию. «Киногид извращенца: Идеология» создавался на основе разговоров и обменов письмами между Софи Файнс и Славоем Жижеком. Во время съёмок Жижек работал в рамках согласованных тем, но без предварительного сценария, импровизируя на заданную тему. Картина «Киногид извращенца: Идеология» была включена в программы МКФ в Торонто и Лондоне. Фильм был показан в Москве в декабре 2012 года в рамках фестиваля нового британского кино. Показ был абсолютно аншлаговым. 
«Киногид извращенца: Идеология» - это кино для всех, кто хочет разобраться в том, по каким законам существует мир, как устроены механизмы идеологии, что управляет нашим мировоззрением, формирует мечты. Из фильма зритель узнает, что современные идеологические системы, как политические, так и религиозные манипулируют сознанием людей посредством неожиданных инструментов, включая музыку, кино, массовые зрелища, причем пропагандистский посыл всегда искусно скрывается. Вот причины, по которым фильм обязательно получит огромный положительный отклик у аудитории:
1. Следить за развитием мысли Жижека, связывающего в единую логичную систему все элементы нашего общества, невероятно увлекательно. Славой Жижек – прекрасный рассказчик. Сложные идеи он раскладывает таким образом, что все становится понятно и очевидно.
2. По ходу фильма у зрителя складывается все более и более объемная картина мира. Каждый новый эпизод – это новое открытие, которое зрители делают об обыденных и, казалось бы, понятных вещах.
3. Иллюстрация к каждому новому витку повествования – это кадры из любимых и известных всем фильмов. Жижек проводит удивительные параллели между этими фильмами и наблюдениями в сфере политики, истории.
4. Говоря о каждом новом фильме, Славой оказывается в антураже этого фильма, переносясь из пустыни в армейскую казарму, оттуда - в шлюпку, дрейфующую по Северному ледовитому океану, затем - в бар «Корова», любимое место героев «Заводного апельсина», потом – на яхту, плывущую по Атлантике и так далее. Режиссер Софи Файнс виртуозно обыгрывает эти «телепортации».
5. При всей серьезности и академичности темы, фильм ироничен и понятен. В кадре - серьезное лицо Жижека, рассуждающего о законах мироздания, но зритель понимает, что это всего лишь игра, ведь основной посыл этого кино заключается в том, что быть свободным от идеологии можно только тогда, когда умеешь над ней смеяться.
6. Так как Славой Жижек - знаток и ценитель кино, а Софи Файнс - замечательный режиссер, «Киногид» - это уникальное сплетение жанров: документалистика, non-fiction (научно-популярное), художественное кино. Другой такой пример в кинематографе найти сложно. Обещают, что посмотрев эту ленту, аудитория: а) не потратит 2 часа впустую; б) обогатит своё мировоззрение; в) узнает очень много интересного об обычных вещах и о взаимосвязи культуры и политики; г) лучше поймёт то, что происходит сейчас в России.
СЛАВОЙ ЖИЖЕК:
«Для меня идеология - не просто система идей. Идеология для меня, на самом элементарном уровне, - это что-то интимное, спонтанное, она - в том, как вы ощущаете окружающий вас мир, как вы организуете свою жизнь, в чём вы видите её смысл. Поэтому я считаю, что сегодня мир идеологизирован более, чем когда-либо раньше. Для меня идеология - это вовсе не Большая Система типа коммунизма, капитализма и так далее, идеология проявляется в самых интимных отношениях. Идеология - в том, почему вы что-то принимаете, а что-то нет, в манере вашей речи, в том, как вы готовите ужин, как вы развлекаетесь и так далее… Другое определение идеологии - и его я готов принять (здесь я остаюсь старомодным марксистом): система, которая легитимизирует существующие отношения господства».
«Когда мы ведем политическую, религиозную и т.п. активность, идеология всегда находится в бэкграунде. Это набор верований, в существовании которых мы даже можем не отдавать себе отчета».
«Я верю, что мы можем освободиться от идеологии, открыто признав и продекларировав не только её существование, но и своё место под её гнетом. Дело в том, что мы не должны забывать: природа любой идеологии такова, что та может действовать только подспудно. Никогда - напрямую. Стоит провозгласить идеологию, её истинный смысл и цели, как ты уже подрываешь её силу. Об этом много писала Джудит Батлер - подлинное подавление возможно только при соблюдении видимости всеобщей свободы. Приведу пример. Не знаю, как в России, но на Западе во всех современных мегакорпорациях самый главный босс, главный эксплуататор, никогда не ведет себя как начальник или тем более тиран. Он подойдет, приобнимет тебя за плечи, пошутит, справится, как дела, - в общем, будет вести себя так, словно начальник - ты. Но ведь хозяин здесь всё равно он. Поэтому открыто признать этот факт - уже первый шаг на пути к освобождению от идеологии. Сказать: «Хватит притворяться и играть в этот союз равных. Ты хозяин». Таким образом, ты уже лишаешь его части силы».
«Все самые тяжёлые обязанности лежали на Софи. У меня была лёгкая работа. Хотя она не философ по профессии, она не только понимала, о чём я говорю, но и транслировала это визуально. Единственное, что мне не понравилось - это опыт актёрства. Эти репетиции, постоянное «ещё раз, ещё раз». Для меня это было ужасно. Всё остальное было смешно. Но актёром я не буду никогда».
«Нам необходимо кино, в буквальном смысле слова, чтобы понять сегодняшний мир. Лишь в кино мы можем увидеть жизненно важное измерение, с которым мы не готовы столкнуться в реальной жизни. Если вы пытаетесь понять, что в реальности более реально, чем она сама, смотрите художественные фильмы».
ЮРИЙ ГЛАДИЛЬЩИКОВ, кинокритик («Московские новости»):
«Строго говоря, оба «Киногида извращенца» вообще не про кино. Кино необходимо Жижеку только как иллюстрация к его утверждениям, поскольку оно, как ничто другое, позволяет понять сегодняшний мир. Лично для меня этот тезис приятен. За долгую газетно-журнальную карьеру я не раз встречал начальников, которые пытались убедить меня в том, что кино - отражение реальности, а кинокритика - лишь отражение отражения. Потому, дескать, она менее важна для газеты, нежели политика. По Жижеку всё наоборот: кино первичнее реальности и уж тем более политики. Именно оно позволяет проанализировать, что вообще можно сегодня считать реальностью (об этом первый «Киногид извращенца», основанный на анализе фильмов Чаплина, Хичкока, Линча, «Сталкера» Тарковского и, разумеется, «Матрицы»). Именно оно позволяет разоблачить хитрости функционирования идеологии. Второй фильм, по мне, интереснее первого, в котором чересчур много фрейдистского ликбеза… Во втором фильме Жижек, кстати, опирается не только на кино. Отталкиваясь от тезисов, что все мы жрём сегодня из мусорного бака, имя которому - идеология, что даже если нам кажется, будто мы сбежали из реальности с её идеологией в пространство собственных грёз, мы всё равно остаёмся внутри идеологии, он ищет аргументы для развития темы не только в кинематографе, но и в т.н. сфере потребления (кока-кола, киндер-сюрприз), в музыке (от Бетховена - очень интересная история с «Одой к радости»! - до «Rammstein»), в революциях и бунтах от Пражской весны до беспорядков в Великобритании в августе 2011-го, греческих манифестаций, движения «захвати Уолл-стрит», египетских противостояний на площади Тахрир. Но кино - всё-таки в центре событий. Слышал мнение, будто Жижек не открывает истин. Но мне было интересно. Одно только его утверждение, что под влиянием идеологии наслаждение становится сегодня для европейского человека извращенной обязанностью (именно так!), дорогого стоит. А уж для современной России, погрязшей в идеологическом вранье и самых невероятных, противоречащих друг другу массовых иллюзиях, Жижек - самое оно». |

 ВПЕРЁД5 - 18 марта

 БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
 
Оцените нашу работу







|