В ДОМЕ
(«Dans la maison», Франция, 2012)
Режиссёр: Франсуа Озон.
В ролях: Эрнст Умоер, Фабрис Лукини, Кристин Скотт Томас, Эмманюэль Сенье, Денис Меночет, Бастьен Угетто, Жан-Франсуа Балмер, Иоланда Моро.
Жанр: психологический триллер.
16-летний Клод (Умоер) в колледже ведёт себя тихо, выглядит невинно и обычно не высовывается с задних рядов класса. Однако преподаватель литературы Жермен (Лукини) вскоре понимает, что Клод обладает необычным дарованием. Написанные им истории настолько реалистичны, что полностью захватывают воображение Жермена. До сих пор преподавательская работа наводила на него лишь уныние, но теперь он в восторге, возможно, перед ним - будущая литературная сенсация. Воодушевленный талантом ученика, он не задумывается о том, где лежат истоки прозы Клода, который, тем временем, заводит дружбу со своим однокурсником Рафой (Угетто) и вскоре становится своим в его доме. Особое внимание Клода привлекает мать друга - Эстер (Сенье). Клод преодолевает свою застенчивость и внушает доверие людям, которые раскрывают ему свои секреты, а он наблюдает за их жизнями, не упуская ни детали и делая записи. Жермен, читающий эти сочинения вместе с женой (Скотт Томас), всё больше проникается книгой, которая пишется у него на глазах, и ценными советами пытается влиять на её развитие. Учитель поощряет ученика продолжать писать, развивая сюжет, и, таким образом, становится сообщником Клода в сомнительных методах сбора информации. Однако вскоре энтузиазм Жермена проходит. Он перестаёт понимать каковы истинные намерения Клода? И где грань между его фантазией, литературой и реальностью? Франсуа Озон написал сценарий фильма «В доме» на основе пьесы испанского драматурга Хуана Майорги «Мальчик в последнем ряду». Хуан Майорга - профессор драматургии и философии в Королевской школе драматических искусств в Мадриде, лауреат престижных театральных премий, его перу принадлежит около 30 блестящих пьес, переведенных на десятки языков и сыгранных на сотнях сцен по всей Европе и миру. Пьесы Майорги всегда по-испански остры, интеллектуальны и страстны: русскоязычному зрителю особенно близки его сценические трактовки дебютной драмы А. П. Чехова «Платонов», сценическая адаптация «Легенды о Великом инквизиторе» и пьеса «Любовные письма к Сталину». Интересно, что «В доме» станет первой полнометражной киноадаптацией пьесы Хуана Майорги в истории кино. «В доме» - 13-й по счету полнометражный фильм Франсуа Озона. Дерзкий, скандальный, провокационный... Такими яркими эпитетами характеризуют критики и зрители этого одиозного французского сценариста и кинорежиссера. Франсуа Озон родился 15 ноября 1967 года. Закончив учёбу во французской кинематографической школе «Ля Феми», Озон создал несколько короткометражных фильмов, в частности, «Маленькая смерть» (1995), «Летнее платье» (1996) и «Посмотри на море» (1997) - все три были выпущены в России единым сборником под общим названием «Нарцисс у кромки лета». Его первым полнометражным режиссёрским дебютом стала лента «Крысятник» (1998), которая была хорошо воспринята критиками и зрителями. Затем последовали «Криминальные любовники» (1999), адаптации пьесы Фасбиндера «Капли дождя на раскалённых камнях» (2000), «Под песком» (2000) с Шарлоттой Рэмплинг в главной роли, и, наконец, Озон снял фильм, который сделал его имя широко известным и за пределами Франции - «8 женщин», где сыграла плеяда таких звёзд французского кинематографа, как Катрин Денёв, Изабель Юппер, Фанни Ардан и Эммануэль Беар. Этот фильм имел коммерческий успех во многом благодаря удачному сочетанию музыкальных номеров, детективной истории убийства и сценографии в стиле голливудских фильмов 1950-х годов. В 2003 году был выпущен фильм «Бассейн», в котором вновь снялась Шарлотта Рэмплинг. «Бассейн» стал первым англоязычным фильмом режиссёра. В 2004 году Озон завершил работу над фильмом «5x2», в котором показаны пять этапов разрушения брака двух людей. 2005 год ознаменовался выходом на экраны картины «Время прощания». Потом были: «Ангел» (2007), «Рики» (2009), «Убежище» (2009), «Отчаянная домохозяйка» (2010). Озон - любимец международных кинофестивалей. Его кинематограф сравнивают с кинематографом Бунюэля, Годара, Антониони. Его кино всегда остроумно и даже сатирично, свободно и элегантно, камерно, но, в то же время, невероятно напряженно. Производством «В доме» занималась студия «Mandarin Cinema», которая продюсировала предыдущий фильм Озона «Отчаянная домохозяйка». Продюсером стал Клоди Оссар («Амели», «Аризонская мечта», «Деликатесы», «Париж, я люблю тебя», «Пина: Танец страсти»). Бюджет фильма «В доме» составил 9,2 миллиона евро. Кроме начинающего актёра Эрнста Умоера в главных ролях снялись очень известные исполнители: Фабрис Лукини («Возвращение Казановы», «Мольер», «Париж», «Девушка из Монако», «Отчаянная домохозяйка», «Астерикс и Обеликс в Британии»), Кристин Скотт Томас («Четыре свадьбы и одни похороны», «Английский пациент», «Госфорд Парк», «Еще одна из рода Болейн», «Лёгкое поведение», «Я так давно тебя люблю», «Стать Джоном Ленноном», «Милый друг», «Рыба моей мечты») и Эммануэль Сенье («Горькая луна», «Вандомская площадь», «Девятые врата», «Жизнь в розовом цвете», «Скафандр и бабочка»). Съемки «В доме» начались в августе 2011 года и продолжались восемь недель. Мировая премьера картины состоялась 10 сентября 2012 года. Фильм «В доме» принес Франсуа Озону приз критиков ФИПРЕССИ на МКФ в Торонто и «Золотую раковину» - главную награду 60-го кинофестиваля в Сан-Себастьяне, который является старейшим и наиболее престижным кинофорумом, проходящим в испаноязычных странах. В Сан-Себастьяне картина также была удостоена приза за лучший сценарий.
ФРАНСУА ОЗОН:
«Пьеса построена таким образом, что диалоги между героями постоянно перетекают из одного в другой. В ней нет актов или полностью завершённых сцен. Места действия сцен четко не обозначены, всё происходит везде и одновременно: в классе, в художественной галерее, в парке и так далее. Моя задача заключалась в том, чтобы создать структуру в фильме, а также обозначить время и место действия. Мой выбор сразу пал на Англию, ведь там ученики всё ещё ходят в униформах, чего больше не встретишь во Франции… Я упростил и исключил много деталей в фильме… Я оставил только те сцены, которые касались меня лично».
«Меня поразили отношения между учителем и учеником, которые я увидел в пьесе. Нам близки и понятны оба - и учитель, и ученик. Обе точки зрения по очереди представлены в фильме. Обычно ученики чему-то учатся у преподавателя, но здесь обучение проходят обе стороны. Переплетение реальности и литературы приводит к любопытным размышлениям о повествовании и воображении. Эти чисто теоретические вопросы по-настоящему оживают в пьесе. Отношения Жермена и Клода отражают важное партнёрство, которое присутствует в любом творческом проекте - между редактором и автором, продюсером и режиссёром, даже между читателем и писателем или аудиторией и режиссёром. Я увидел в пьесе шанс начать завуалированный разговор о своей работе, кино, вдохновении и его источниках, о том, что значит творить и каково быть аудиторией».
«Выбор профессии был для меня своеобразным протестом. В школе нам задали тему «Портрет моего друга». Я воспринял это с юмором и изобразил учительницу - довольно уродливое существо. Меня, восьмилетнего, обозвали извращенцем. Позднее посредством кино я научился преодолевать свою замкнутость, выражать то, что называют трансгрессией - то есть отношения молодого человека с уродством окружающего мира. Выражать то, что я не мог выразить никаким другим способом. Я научился делать и переживать в кино вещи, запретные в реальной жизни».
ПРЕССА:
«Фильмы Озона отличаются давно забытым качеством - кричащей искренностью, которая пробивается сквозь стилизаторский холодок и постмодернистскую иронию. Каждый такой фильм - это крик души и содрогание тела, это вопль юношеского одиночества в мире закоснелых правил и политкорректных стереотипов» (Андрей Плахов). «Озон здесь возвращается чуть ли не во времена «Крысятника» - подобно грызуну из озоновского полнометражного дебюта, умный и неуловимо порочный юноша вторгается в образцовую мидл-классовую семью Рафы и навсегда нарушает её покой. К этому семейству - папаша-карьерист с решительными усами и твердыми жизненными установками, мама-домохозяйка, целыми днями листающая журналы по дизайну интерьеров, сын-спортсмен - Озон безжалостен, но бьёт он и по чуть менее беспомощным противникам, паре интеллектуалов: он всё понимает про литературу, но только теоретически, она пытается спасти от закрытия свою галерею современного искусства (которое муж, естественно, презирает)… Впрочем, с возрастом француз стал лиричнее и не позволяет себе уйти в чистую сатиру, вводя другие свои любимые темы - мотив отцовства, взаимопроникновение фантазии и реальности: с какого-то момента уже не понять, что происходит взаправду, а что - плод воображения подростка. Эта размашистость, кажется, не идёт Озону на пользу: ближе к финалу «В доме» начинает ходить по кругу и заканчивается слишком предсказуемо и невнятно для столь амбициозного замысла. Хотя, если верить фильму, само наличие амбиций, возможно, и важнее их полной реализации» (Станислав Зельвенский, «Афиша»). «В доме» - это как раз фильм Озона-фокусника, непредсказуемый в своей предсказуемости. Начинается он как реалистическая драма из школьной жизни. Затем усиливаются психопатологические нотки… Затем всерьез опасаешься, что Озон приготовил на сладенькое какой-нибудь ужас нечеловеческий… Но - увы или к счастью - Озон сам не знает, чем закончилась придуманная им история. Однако награду за смелость он заслужил, ринувшись на штурм одного из ключевых вопросов мировой культуры, сформулированного Максимом Горьким: «А был ли мальчик?» А был ли Клод Гарсия, которого до дня рокового сочинения никто не замечал, поскольку он всегда прятался в последнем ряду, маленьким чудовищем… На роковой вопрос о мальчике Озон не ответил. Зато неожиданно оказался отличным сатириком. «В доме» - это прежде всего издевка над интеллектуалами, солью земли французской… Сатира получилась у Озона потому, что он сам - такой же скользящий по верхам, но знающий все правильные слова и правильные фокусы интеллектуал. И, конечно, останется им, и будет играть в свой гламурный бисер, возможно, лишь раз рассекретив свой ядовитый ум» (Михаил Трофименков, «Коммерсантъ Weekend»). «Франсуа Озон разыгрывает злоключения Клода как бунюэлевскую мыльную оперу абсурда. Но параллельно с проделками юного вуайериста режиссёр показывает «улучшенную» его учителем версию событий - и вымысел начинает сливаться с правдой, а фильм из буржуазной сатиры и романа воспитания превращается в нечто посерьёзнее - урок деконструкции сторителлинга вообще - причем, что главное, не принимающий себя всерьёз и до самого финала притворяющийся мелодрамой» (Дарья Серебряная, ТimeОut.ru). «Озону никого не удивить своим умением делать авторское кино, которое является на сто процентов зрительским. «В доме» по ряду признаков (ритм, работа с цветом, бойкость диалогов) остаётся верен «Отчаянной домохозяйке». Разница в том, что здесь наблюдается сдвиг от комического в сторону триллера, который на глазах превращается практически в иллюстрированное искусствоведческое эссе… Умение запутывать следы, обманывая ожидания зрителя и буквально на полуслове превращая детектив в мюзикл или семейную трагикомедию в хоррор, порой до возведения метода в самоцель, всегда работало прекрасно и не давало ослабнуть интересу к фигуре режиссёра. Сейчас Озон вдруг остановился, глубоко вздохнул и выступил с лекцией о том, что «нет ничего нового под этим солнцем». Правда, делает свое добавление (ничего нового не будет, пока из зрительного зала каждый раз доносится вопрос «А это не извращение?») и завершает своё выступление самым квазивуайеристским финалом из всех, какие у него были» (Максим Афонин, filmsense.ru). |

 ВПЕРЁД5 - 18 марта

 БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
 
Оцените нашу работу







|