ТЁМНЫЙ РЫЦАРЬ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ
(«The Dark Knight Rises», США-Великобритания, 2012)
Режиссёр: Кристофер Нолан.
В ролях: Кристиан Бэйл, Том Харди, Энн Хэтэуэй, Гэри Олдман, Джозеф Гордон-Левитт, Марион Котийяр, Морган Фриман, Майкл Кейн, Нестор Карбонелл, Мэттью Модайн, Бретт Каллен, Крис Эллис, Джуно Темпл, Том Конти, Джои Кинг, Джошуа Пенс, Алон Абутбул, Кристофер Джадж, Эйдан Гиллен, Киллиан Мерфи, Лиам Нисон.
Жанр: фантастический экшн-триллер.
Прошло восемь лет с тех пор, как Бэтмен (Бэйл) растворился в ночи, за одно мгновение превратившись из героя в беглеца. Он скрывается, потому что в Готэме его считают злодеем. Разбираясь с последствиями своего обмана, в котором принял участие комиссар полиции Джим Гордон (Олдман), Брюс Уэйн должен снова найти общий язык с верным дворецким Альфредом (Кейн) и оружейным мастером Люциусом Фоксом (Фриман). В фильме также появятся бизнес-леди Миранда Тэйт (Котийяр) и молодой полицейский Джон Блэйк (Гордон-Левитт), которому Гордон даёт особые поручения… Готэм процветает - по крайней мере, так кажется на первый взгляд. Но всё меняется, когда в городе объявляется таинственная и непостижимая Женщина-Кошка (Хэтэуэй) - искусная взломщица в огромных чёрных очках. При этом куда более опасным оказывается появление Бэйна (Харди), прячущегося под страшноватой маской и готовящего теракты, в которых могут погибнуть тысячи людей. Эти безжалостные планы в отношении Готэма заставляют Бэтмена прервать свое добровольное изгнание… Бэтмен был создан художником Бобом Кейном в соавторстве с писателем Биллом Фингером. Впервые появился в комиксах издательства «DC Comics» в мае 1939 года. С момента своего появления Бэтмен почти сразу обрёл популярность, меньше чем через год получив собственную одноимённую серию комиксов. С течением времени появилось несколько вариантов различного толкования персонажа, вышли первые телесериалы – в 1943 и 1949 годах. После выхода телесериала «Бэтмен» в 1966 году образ Бэтмена, воплощённый актёром Адамом Уэстом, использовался в комиксах на протяжении многих лет. В 1980-х годах было решено вернуть более зловещий вид Тёмного рыцаря, что отражено в мини-серии комиксов 1986 года «Batman: The Dark Knight Returns» («Бэтмен: Возвращение Тёмного рыцаря») авторства Фрэнка Миллера. Образ, переписанный Миллером, стал основой для фильма Тима Бёртона «Бэтмен» 1989 года. Роль Бэтмена исполнил Майкл Китон, а роль Джокера - Джек Николсон. Фильм собрал в прокате 411 миллионов долларов и имел высокую популярность. В 1992 году вышел сиквел «Бэтмен возвращается», где Бэтмена вновь сыграл Китон. Сборы составили 266 миллиона долларов. В третьем фильме «Бэтмен навсегда» (1995) Китона заменил Вэл Килмер, а режиссёром стал Джоэл Шумахер (Бёртон остался продюсером). Фильм был ориентирован на более молодую аудиторию. Сборы составили 336 млн. Четвёртый фильм «Бэтмен и Робин» (1997) с Джорджем Клуни в роли Бэтмена оказался неуспешен, собрав в прокате меньше своего предшественника (238 млн.) и получив разгромные рецензии. В 2005 году вышел фильм-перезапуск «Бэтмен: Начало», созданный Кристофером Ноланом. В роли Бэтмена снялся валлиец Кристиан Бэйл. Нолан превратил попсового Бэтмена в трагического героя новой эпохи, наступившей после 11 сентября 2001 года. Фильм был снят с уклоном в нуар и больший реализм. Сюжет подробно объяснял причины становления Бэтмена. Неожиданное решение оправдало себя. Фильм собрал 371 миллион в прокате и получил хвалебные отзывы критиков. В 2008 году последовал сиквел «Тёмный рыцарь», собравший более 1 миллиарда долларов и получивший от критиков звание одного из величайших фильмов в истории, а Хит Леджер, сыгравший в «Тёмном рыцаре» Джокера, был посмертно удостоен «Оскара». Как культурная икона Бэтмен был не только адаптирован для кино, телевидения и книг, но также появлялся в различных видах товаров, продающихся по всему миру, таких как видеоигры, игрушки и одежда. В мае 2011 года Бэтмен занял 2 место в списке «Сто лучших героев комиксов всех времён» по версии IGN, уступив лишь Супермену. Сценаристом, режиссером и одним из продюсеров фильма «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» вновь выступил Кристофер Нолан. Отец Нолана - англичанин, мать - американка. Он родился и вырос в Лондоне. В возрасте семи лет Крис посмотрел «Звёздные Войны» Джорджа Лукаса. Это и определило его дальнейшую судьбу. Он начал сочинять сценарии для коротких научно-фантастических фильмов, с 8 лет экспериментировал с киноплёнкой. В начале 90-х Нолан окончил обучение в Лондонском Университи-колледже по специальности английская литература. В 1998 году за 6000 долларов он снял свой полнометражный кинодебют «Преследование», который вызвал много шума в фестивальных кругах. В 2000 году последовал малобюджетный триллер «Помни» (2000), за который Кристофер и его брат Джонатан (автор одноимённого рассказа) были выдвинуты на соискание премии «Оскар». Далее последовали «Бессонница» (2002), «Бэтмен: Начало» (2005), «Престиж» (2006), «Тёмный рыцарь» (2008), «Начало» (2010). Нолан пообещал, что обязательно снимет свою третью серию про Бэтмена, если сможет найти по-настоящему интересную историю. Уже в конце 2008 года появились первые сообщения, что Нолан в соавторстве со своим братом Джонатаном успел написать черновой набросок сценария третьей серии, прежде чем он приступил к съёмкам «Начала» (2010). В основу сиквела братья Ноланы положили предложенную Дэвидом Гойером идею рассказать о последствиях двусмысленного финала «Тёмного рыцаря». Однако, несмотря на почти готовый сценарий, Нолан долгое время не говорил студии ни «да», ни «нет». Поговаривали, что он торгуется. Только в феврале 2010 года стало известно, что Нолан осуществит постановку третьей серии, ему доверили бюджет $250 млн. и дали полную свободу. Плюс ко всему Нолан начал переговоры с руководством студии о съёмках фильма не просто в 3D, а в системе IMAX. Кристиан Бэйл (1974 г. р.) - британский киноактёр родом из Уэльса, получивший в 2010 году американское гражданство. Бэйл начал свою актёрскую карьеру в девять лет, снявшись в 1983 году в рекламном ролике для британского телевидения. Год спустя происходит театральный дебют Бейла - в спектакле «Ботаник» он играет вместе с известным комиком Роуэном Аткинсоном. Дебютом Бейла в большом кино становится роль в совместном советско-скандинавском фильме «Мио, мой Мио» (1987). Всемирная известность приходит к Бэйлу в конце 1987 года после выхода второй картины с его участием - драмы Стивена Спилберга «Империя солнца». За роль английского подростока Джима Бэйл получает награду «Выдающаяся работа юного актёра» от Национального совета кинокритиков США, однако он тяжело переносит испытание внезапной славой и на некоторое время уходит из кино. Возвращение Кристиана на киноэкраны происходит в картине «Генрих V» (1989) - экранизации пьесы Уильяма Шекспира, предпринятой Кеннетом Браной. Затем следуют две работы в телевизионных фильмах, также являющихся адаптациями литературных произведений, «Остров сокровищ» (1990) по роману Роберта Стивенсона и «Убийство по-джентльменски» (1991) по детективу Джона Ле Каре. Первой «взрослой» работой Бэйла становится главная роль в ретро-мюзикле 1992 года «Продавцы новостей». Готовясь к съёмкам, он обучается пению и танцам. Своё новоприобретённое умение танцевать Бэйл вовсю использует в следующей картине. В антивоенной музыкальной драме «Свингеры» (1993) актёр участвует в нескольких сложных хореографических сценах наряду с профессиональными танцорами. Но настоящая взрослая слава приходит к Бэйлу после роли Патрика Бэйтмена в фильме «Американский психопат» (2000) по Брету Эллису. За эту работу он номинирован на несколько кинопремий. Другого «плохого парня» Бэйл играет в фильме «Шафт» (2000). Далее следуют заметные роли в картинах 2002 года «Власть огня» и «Эквилибриум». В 2004 году Кристиан признаётся лучшим актёром на Каталонском кинофестивале в Ситжесе (за фильм «Машинист»). Для роли в этой картине Бэйл похудел на 28,5 кг! В 2005 году Бэйл снимается в своём первом блокбастере - «Бэтмен: Начало» и получает за эту роль премию канала «MTV» в номинации «Лучший герой». Кстати, за 10 лет до выхода фильма «Бэтмен: Начало» Бэйл пробовался на роль Робина в фильме «Бэтмен и Робин», но роль отдали Крису О’Доннелу. Возможно, поэтому, играя Бэтмена, Кристиан дал табу на ввод в трилогию Робина. У Криса Нолана Бэйл снимается ещё в двух картинах - «Престиж» (2006) и «Тёмный рыцарь» (2008), а затем исполняет главные роли в таких больших фильмах, как «Поезд на Юму» (2007), «Терминатор:Да придёт спаситель» (2009), «Джонни Д.» (2009). В 2010 году для роли в фильме «Боец» Бэйл похудел почти так же сильно как в «Машинисте», хотя по контракту этого и не требовалось. Не зря. Эта роль принесла Кристиану номинации на премию Британской академии кино и телевизионных искусств BAFTA и на премию Национальной ассоциации кинокритиков, премию «Золотой глобус», премию Гильдии киноактёров США и премию «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». До того, как Энн Хэтэуэй («Дневники принцессы», «Дневники принцессы-2», «Горбатая гора», «Дьявол носит Prada», «Джейн Остин», «Рэйчел выходит замуж», «Алиса в Стране Чудес», «Один день») утвердили на роль Селины Кайл, Кристофер Нолан сформировал свой список актрис, которые также могли сыграть в фильме - Кира Найтли, Джессика Бил, Кейт Мара и некоторые другие. После начала съёмок Хэтэуэй призналась, что роль Женщины-кошки самая тяжёлая, в физическом смысле, в её карьере, особенно актрисе сложно влезать в фирменный кожаный костюм персонажа. Актриса тренировалась пять дней в неделю для этой роли (4 часа физических упражнений и обучения трюкам и полтора часа танца в день). Напомним, что в фильме «Бэтмен возвращается» (1992) эту героиню сыграла Мишель Пфайффер, а в ленте «Женщина-кошка» (2004) - Халли Берри. На роль злодея Бэйна кастинг прошёл Том Харди («Рок-н-рольщик», «Начало», «Шпион, выйди вон!»). Нолан сказал, что взял Харди, потому что ему понравилась его работа в фильме «Рок-н-рольщик». Харди сразу же заявил, что он намерен изобразить «более угрожающего персонажа», чем Бэйн в фильме «Бэтмен и Робин» и набрал 14 кг мышц для этой роли, тем самым увеличивая свой вес до 90 кг. Харди - не единственный актёр, перекочевавший вместе с Ноланом из «Начала» в «Тёмного рыцаря: Возрождение легенды». Этот путь также проделали Джозеф Гордон-Левитт («500 дней лета») и обладательница «Оскара» француженка Марион Котийар (киносериал «Такси», «Жизнь в розовом цвете», «Джонни Д.», «Полночь в Париже»). В съёмочную группу «Тёмного рыцаря: Возрождение легенды» вошли давние соратники Нолана, которые вместе с ним работали над «Тёмным рыцарем». Она включает оператора-постановщика Уолли Пфистера, недавно получившего «Оскар» за свою работу в нолановском «Начале», художников-постановщиков Натана Кроули и Кевина Кавано, монтажера Ли Смита и обладательницу «Оскара» художника по костюмам Линди Хемминг («Кутерьма»). Пол Франклин и Крис Корбоулд, оба получившие «Оскар» за воплощение эффектов в «Начале», отвечают за визуальные и спецэффекты соответственно. Музыку к фильму пишет оскароносный композитор Ханс Циммер («Король Лев»). Художник-концептуалист Талли Саммерс, работавший на проекте, говорит, что «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» - это по сути военный фильм. Известный по работе на таких блокбастерах как «Аватар», «Звёздный путь», «Трон: Наследие» и «Люди в чёрном-3», Саммерс говорит, что краеугольным камнем для Нолана стала правдоподобность. «Он предпочитает более простой и практичный дизайн. Это, по сути, военная эстетика». Съёмки начались 6 мая 2011 года в Индии и прошли на трёх континентах: съёмочными площадками стали американские города Питтсбург, Нью-Йорк и Лос-Анджелес, а также натурные объекты в Индии, Англии и Шотландии. 6 августа фанатов пригласили поработать массовкой на питсбургском стадионе - они должны были болеть за футбольную команду Готэма «Gotham Rogues». На съемки пришло около 10 тысяч человек. В ролях футболистов снялись игроки местной команды «Pittsburgh Steelers». В Нью-Йорке роль здания Wayne Enterprises выполнила башня Трампа. Ряд сцен снимался на Уолл-стрит. Во время съёмок произошло несколько несчастных случаев разной степени тяжести. Дублерша Хатауэй, ехавшая на мотоцикле, врезалась в дорогостоящую камеру - дублерша обошлась синяками и царапинами, а камера была сломана. В другой раз грузовик врезался в оборудование, повредил модель самолёта. Пришлось останавливать съёмки и чинить модель. А один раз парашютист во время приземления проломил крышу дома в Шотландии. К счастью, обошлось без жертв. Американская киноассоциация (MPAA) дала заключительной части трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене рейтинг PG-13. Фильм получил положительные отзывы кинокритиков. На «Rotten Tomatoes» собрано 84 рецензии, 87 % - положительные, средний рейтинг составляет 8,3 из 10. Сайт «Metacritic» оценил фильм на 81 балл из 100 на основе 22 обзоров. Робби Коллин из «The Daily Telegraph» сравнил фильм со «Схваткой» Майкла Манна и вторым «Крёстным отцом», похвалил игру Харди и витиеватый сюжет, назвал фильм «супергеройским кино без супергероя». Роджер Эберт оценил картину на 3 звезды из 4-х: «Фильм начинается медленно, сумбурно, новых персонажей слишком много, но при этом кульминация у фильма впечатляющая». Хотя и Кристиан Бэйл, и Кристофер Нолан прежде не раз заявляли, что «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» станет последней их лентой о Бэтмене, Бэйл намекнул в интервью, что некоторая потенциальная возможность продолжения всё же есть - во всяком случае, он не говорит стопроцентное «нет». Соавтор сценария Джонатан Нолан не поддерживает подобной идеи и считает, что «разнести всё на куски - лучший способ закончить эту историю». Сам Кристофер Нолан безапелляционен: «Я всегда хотел уместить историю Брюса Уэйна в три части, не оставляя ничего для продолжения».
ДЖОНАТАН НОЛАН, сценарист:
«Раньше задачей Бэтмена было искоренение преступности. А в новом фильме мы задаем вопрос: предположим, преступники уничтожены. Что же дальше?»
КРИСТИАН БЭЙЛ:
«В основе всего лежит идея, что Бэтмен родился из непереносимой боли, которую испытал Уэйн, и что его поступки являются реакцией на эту травму. Однако в какой-то момент это может перейти в потворство собственным желаниям. Встает вопрос, как долго боль может оставаться определяющим фактором в жизни? Уэйну необходимо попытаться найти ответ и жить дальше».
«Мы же привыкли думать, что страхи и загадки связаны с темнотой. Так что разгуливать в костюме днём - это было очень странно. Но, конечно, я с этим свыкся. На съёмках «Начала...» мы с Крисом договорились никогда не показывать Бэтмена полуодетым. Мы решили, что это не лучшая в мире идея. Бэтмен должен оставаться Бэтменом, точка. Он всегда такой, какой есть, в полном облачении, и мы не будем разрушать его тёмный образ».
«У меня бывало так, что мы снимаем драку - и меня бьют на самом деле, по ошибке, и на экране этот удар выглядит ненатурально, просто полное дерьмо. Мы снимаем ещё один дубль, медленный, длинный, у всех ощущение, что мы точно сняли дерьмо, а потом я вижу эту сцену в кино и вздрагиваю: «Черт, это же больно!» Это очень интересно - никогда не знаешь, как выглядишь с той стороны камеры».
«Если бы я был режиссёром, Том играл бы в моих фильмах. Он знает, как добиться своего. Забавно, но на такого рода съёмках между актёрами всегда есть дистанция, каждый ходит буквально в своем коконе, в своей маске. У меня нет ощущения, что я на самом деле работал с Гэри Олдманом, хотя мы с ним играли бок о бок в трёх фильмах. Я не чувствую, что работал с Гэри, потому что вечно хожу в этой черной штуке. То же самое и с Томом - мы скрыты каждый за своей маской. Как и я, он чувствует изоляцию. Это странное ощущение. Мы с Томом договорились как-нибудь в будущем снова встретиться на съёмочной площадке». ТОМ ХАРДИ:
«Я люблю Кристиана. Он гений, и с ним очень весело. Он очень серьёзный актёр, очень серьёзно относится к своей работе, но самого себя всерьёз не воспринимает. Он очень весёлый, остроумный человек. И крайне толковый. Кристиан - блестящий характерный актёр и совсем не альфа-самец, в том смысле, что стремится всегда быть в центре внимания и затмевать собой других. Он не жадный. Как артист он очень скромен. Для меня работать с таким, как он, - настоящий глоток свежего воздуха».
«Бэйн - это суперзлодей для супергероя, именно поэтому в фильме столько насилия. Его стиль - это тяжёлая рука. И тяжёлая нога впридачу». КРИСТОФЕР НОЛАН:
«Мы хотим показать, что, если поставить заплатки, но не изменить сути, все проблемы вскоре вернутся».
«Мы выбрали Уолл-стрит по той же причине, что и движение «Захвати Уолл-стрит». Это символ американского богатства, американского капитализма. Мы рассказываем историю героя, который сам себя создал и стал мультимиллиардером. Думаю, сегодня это очень больная тема - о том, как чрезмерное богатство ведёт к разрушению общества».
«Мы хотели, чтобы Бэйн бросил Бэтмену вызов и физически, и морально. Бэйн не просто дерётся - он сокрушает противника. Он классический монстр - но при этом он невероятно умён. Он - исключительный злодей. Самый опасный, самый хитрый, самый жестокий. Именно такой противник должен быть у Бэтмена в последней главе его истории».
«Невероятно сложно передавать эмоции не как обычно, мимикой и выражением лица, а исключительно с помощью глаз, лба, рук и ног. Но я был уверен, что Том сумеет создать цельный характер, что он глубоко продумает каждую мелочь. И при этом многое из того, что он делает, крайне парадоксально. Есть какое-то поразительное несоответствие между его выразительным голосом и неторопливыми телодвижениями. Том играет громадного, невероятно сильного физически Бэйна с каким-то спокойствием, однако вместе с тем иногда он поразительно быстр. Я же говорю, Том непредсказуем. От него исходит какое-то сверхъестественное ощущение угрозы».
«Ключевой фактор, который может сделать наш фильм великим - то, что мы хотим завершить эту историю. Мы не собираемся рассказывать её до бесконечности. В отличие от комиксов, которые повествуют о Бэтмене уже многие десятилетия, в кино нужно рассказать историю с началом, серединой и концом. И когда ты знаешь, каким будет конец, это поднимает планку и помогает снимать масштабные истории об удивительных героях». |

 ВПЕРЁД5 - 18 марта

 БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
 
Оцените нашу работу







|