РезняРЕЗНЯ
("Carnage", Франция-Германия-Польша, 2011)
Режиссёр: Роман Полански.
В ролях: Джоди Фостер, Кристоф Вальц, Кейт Уинслет, Джон Си Райли.
Жанр: сатирическая комедия.

История о встрече двух супружеских пар, решивших разобраться, почему подрались их сыновья-школьники Захари и Итэн. Пенелопа Лонгстрит (Фостер) работает в книжном магазине, любит искусство и пишет книгу об Африке. Её супруг Майкл (Райли) - торговец сантехникой, человек простой и незатейливый. Они принимают у себя чету Коэн - не расстающегося с телефоном адвоката Алана (Вальц) и застегнутого на все пуговицы брокера Нэнси (Уинслет). Встреча, начавшаяся мирно и дружелюбно, вскоре превращается в скандал чудовищного накала со взаимными обвинениями и оскорблениями. Малолетние задиры даже не подозревают, во что вылилась их школьная вражда. Сами того не желая, они разбудили древнего бога Резни…

Роман Полански (имя при рождении - Раймунд Роман Либлинг) - один из крупнейших кинематографистов мира, уроженец (18 августа 1933 года) Парижа еврейского происхождения, выросший в Польше. Пережив Вторую мировую войну и уцелев в краковском гетто, он в 1959 году окончил киношколу в Лодзи. Его ученический фильм "Двое мужчин со шкафом" (1958) получил 5 международных премий, включая бронзовую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. В 1962 году Полански снял свой первый полнометражный фильм "Нож в воде", прохладно принятый в Польше, но произведший сенсацию в США и удостоенный номинации на "Оскар" как лучший иностранный фильм. Вскоре Полански переехал во Францию, а потом в Англию, где снял три фильма: "Отвращение" (1965, получил "Серебряного медведя" на Берлинском МКФ), "Тупик" (1966, получил "Золотого медведя") и "Бал вампиров" (1967), в котором роль Сары сыграла его будущая жена американская актриса Шэрон Тейт. В 1968 году, после женитьбы Полански перебрался в США, дебютировав в Голливуде картиной "Ребёнок Розмари" (1968), ставшей заметной вехой в истории кинематографа. Успех Полански в Голливуде был омрачён убийством его беременной жены и троих друзей в 1969 году членами группировки Чарльза Мэнсона. После этого Полански уезжает в Европу, но в 1974 году возвращается в США, где снимает фильм "Китайский квартал", в котором главные роли исполнили Джек Николсон и Фэй Данауэй. В 1977 году Полански был обвинен в изнасиловании тринадцатилетней девочки Саманты Геймер (в то время известной как Саманта Гейли) в доме актёра Джека Николсона в Лос-Анджелесе. После ареста и предъявления обвинений Полански признал себя виновным в сексуальных отношениях с малолетней, чтобы посредством признании вины смягчить обвинения, поскольку первоначально он обвинялся в изнасиловании ребёнка в возрасте до 14 лет с использованием алкоголя и наркотических веществ. До вынесения приговора Полански был отпущен под залог, однако 1 февраля 1978 года, непосредственно перед вынесением приговора, он бежал из США в Великобританию, а затем, чтобы избежать экстрадиции, во Францию. Последующие фильмы режиссёр снимал в Европе, преимущественно во Франции. В 1979 году вышла картина "Тэсс", за которую Полански был номинирован на "Оскар", а также получил премию "Сезар". Эту картину Полански посвятил своей убитой жене Шэрон Тэйт. Исполнительница главной роли немецкая актриса Настасья Кински стала любовницей Полански в 15 лет. В 1989 году Полански женится в третий раз, его женой стала французская актриса и модель Эммануэль Сенье, родившая ему двоих детей. Полански снял её в своих фильмах "Неистовый" (1987), "Горькая луна" (1992), "Девятые врата" (1999). В 1994 году Полански снял психологический триллер "Смерть и дева", напомнившей о его лучших работах. В 2002 году Полански обращается к лично выстраданной для него теме холокоста в фильме "Пианист". Эта его работа была удостоена "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля, а сыгравший главную роль актёр Эдриен Броуди стал обладателем "Оскара" за лучшую мужскую роль. В 2010 году жюри Берлинского МКФ наградило картину Полански "Призрак" призом за лучшую режиссуру. Однако, сам режиссер не смог присутствовать на церемонии вручения "Серебряного медведя", потому что в сентябре 2009 года на кинофестивале в Цюрихе был арестован по обвинению 30-летней давности в совершении действий сексуального характера в отношении несовершеннолетней. Арест не стал основанием для того, чтобы остановить post-production картины, монтаж которой автор заканчивал в тюремной камере, а потом в условиях домашнего ареста. По итогам 2010 года "Призрак" был награждён шестью статуэтками "European Film Awards" (призы Европейской киноакадемии), в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. Роман Полански - обладатель "Золотого льва" Венецианского фестиваля за достижения в течение карьеры, а также приза Европейской киноакадемии "Феликс" за вклад в развитие кино.

"Резня" поставлена по пьесе Ясмины Резы, известной французской актрисы театра и кино, драматурга и прозаика еврейско-венгерского происхождения, пьесы которой поставлены во многих театрах Европы и Америки. Пьеса "Бог Резни" была благосклонно принята критиками и пользовалась огромным успехом у зрителей в Париже, Лондоне и на Бродвее. Премьера состоялась в 2006 году, и с тех пор спектакль собрал целый урожай наград. Ясмин Реза вместе с режиссёром работала и над сценарием фильма. Изначально местом действия был Париж, но Полански перенёс его в Нью-Йорк, в Бруклин. Реза призналась, что по настоянию Полански в финал были внесены изменения: оригинальная пьеса заканчивалась совсем пессимистическим образом, режиссёр же предусмотрел некий вариант выхода из кризиса.

Актёрский ансамбль картины составили: двукратная обладательница премии "Оскар" за лучшую женскую роль ("Обвиняемые" (1988) и "Молчание ягнят" (1991)) Джоди Фостер, известная также по фильмам "Таксист", "Мэверик" (1994), "Контакт" (1997), "Анна и король" (1999), "Комната страха" (2002), "Иллюзия полета" (2005), "Не пойман - не вор" (2006), "Отважная" (2007), "Остров Ним" (2008); Кейт Уинслет, самые известные фильмы с участием которой: "Разум и чувства" (1995, премия "BAFTA"), "Титаник" (1997), "Айрис" (2001), "Вечное сияние чистого разума" (2004), "Дорога перемен" (2008, "Золотой глобус"), "Чтец" (2008, "Оскар"); австрийский актёр Кристоф Вальц, получивший известность благодаря роли штандартенфюрера СС Ганса Ланды в фильме Квентина Тарантино "Бесславные ублюдки" (роль отмечена призом МКФ в Канне, "Золотым глобусом", премией "BAFTA" и премией "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана), а в 2011 году сыгравший уже в трёх заметных проектах: "Зелёный Шершень", "Воды слонам" и "Три мушкетёра"; Джон Си Райли, снимавшийся в таких известных лентах, как "Ночи в стиле буги" (1997), "Магнолия" (1999), "Чикаго" (2002, номинация на премию "Оскар" за лучшую мужскую роль второго плана), "Банды Нью-Йорка" (2002), "Часы" (2002), "Авиатор" (2004).

В "Резне" Полански вновь прибегает к помощи оператора Павла Эдельмана ("Пианист", "Призрак"), композитора Александра Деспла ("Призрак") и художника Дина Тавулариса, с которым работал над "Девятыми вратами". Тавуларис, известный многочисленными совместными работами с Фрэнсисом Фордом Копполой (среди которых все три "Крёстных отца", "Разговор" и "Апокалипсис сегодня"), построил декорации квартиры на студии под Парижем, где и снимали фильм на протяжении шести недель. Правда, перед этим Полански заставил своих актёров две недели репетировать пьесу. Кристоф Вальц сообщил на пресс-конференции, что они бы спокойно могли сыграть "Резню" на сцене, но так и не довелось.

Мировая премьера "Резни" состоялась 1 сентября 2011 года на 68-ом Венецианском МКФ.


РОМАН ПОЛАНСКИ:
"Тон пьесы был уморительно смешным, а ритм - стремительным. Действие в реальном времени - вот что привлекло меня в первую очередь. Я никогда не снимал фильм, в котором не было бы и малейшего события, и никогда ничего подобного не видел".
"Снимать фильм в реальном времени - это настоящий вызов. Мне с самого детства куда больше нравились фильмы, в которых место действия не меняется, чем динамичное кино. Я люблю ощущение близости к персонажам, оно похоже на то чувство присутствия в комнате, которое придавали своим картинам датские художники, такие как Ван Эйк. До этого мне приходилось делать фильмы, действие которых происходит в замкнутом пространстве, но таких строгих рамок, как в этот раз, у меня не было никогда, так что это был совершенно новый для меня опыт".
"Когда снимаешь таким образом, важно найти актёров, которые смогут жить друг с другом. Те четверо персонажей, которых они играли, совершенно разные люди и ведут себя по-разному. Так что мне просто невероятно повезло, что все четверо актёров смогли так слаженно и гармонично работать. Такое случается далеко не на каждых съёмках".

КЕЙТ УИНСЛЕТ:
"Нас всех объединял трепет перед грандиозным текстом Резы и великим режиссёром Полански. Именно поэтому мы все сразу сдружились между собой. Ведь все мы люди, и, несмотря на весь наш опыт, мы всякий раз переживаем, прежде чем приступать к работе".
"Репетиции - это настоящая роскошь и огромное удовольствие. Правда, я не уверена, что кому-то могла прийти в голову мысль, что Роман заставит нас выучить весь сценарий наизусть, от начала и до конца, как пьесу.  Я была очень взволнована, когда мы разыгрывали весь сценарий целиком, потому что это означало, что на площадке каждый из нас должен точно знать своё место. Это помогло и нам, и Роману, который имел точное представление о том, что и как он хочет снимать. Репетиции нас очень объединили. Было очень здорово играть на уровне таких состоявшихся и талантливых актёров и чувствовать желание соответствовать возможностям друг друга. Это было великолепно".
"Это своего рода окно во многие из наших миров. Это пьеса о сложности быть чьим-то родителем, о том, как надо растить детей, о том, что брак - это бесконечный процесс, требующий самоотдачи".
"Самое интересное в этой пьесе то, что начинается она с одного, а потом очень быстро переключается на нечто совершенно иное. Мне нравится эта история, она совершенно непредсказуема. Вам кажется, что вы смотрите фильм определённого жанра, но вскоре обнаруживаете, что всё иначе".

ДЖОДИ ФОСТЕР:
"Роман - профессионал технической стороны дела и профессионал в создании кино. У него есть свой стиль и определённая манера работы: он делает отметки, устанавливает камеру и вот он уже со своим маленьким видоискателем - я такого ни у кого не видела уже лет 20, и он весь исцарапанный, Роман его использовал ещё во время съёмок фильма "Нож в воде". У него есть идеи насчет того, как должен выглядеть фильм, в свойственной ему манере".
"Четверо людей пытаются выяснить, как правильно поступать и верно ли то, что кажется верным? По ходу развития событий они начинают показывать, кто они на самом деле, ведут себя все кошмарнее и кошмарнее,  и я думаю, именно поэтому нам становится смешно. Все они взрослые воспитанные люди, образованные, принадлежат верхушкам среднего класса и живут в респектабельных районах. Вы думаете, что всё будет хорошо, а всё оборачивается очень плохо".
"Это комедия о манерах и о том, как люди этих манер лишаются".

КРИСТОФ ВАЛЬЦ:
"Репетиции для этого проекта были просто необходимы. И дело не в том, что нам нужно было привыкнуть друг к другу. Они дали нам время на эксперименты, попробовать то и это, отказаться от тех ходов, которые нам не подошли. Обычно на съёмках такой роскоши нет".

ДЖОН СИ РАЙЛИ:
"Когда тебе звонит Роман Полански, ты падаешь в обморок, потом отскребаешь себя с пола и говоришь: "Да".
"Намного проще работать с режиссёром, который сам когда-то снимался в кино. И не только потому, что такой режиссёр больше сочувствует актёрам, но и потому, что он прекрасно чувствует правдивость момента. Роман обладает врожденным пониманием того, каково это - играть что-либо. Так что он был не меньше нас заинтересован в репетициях и органичности нашего поведения и всего процесса. Во время репетиций он постоянно спрашивал нас, почему мы поступаем тем или иным образом".
"Каждый из персонажей фильма в чём-то лицемер, потому что считает, что если бы все думали так же, как он сам, мир был бы идеальным".
"Что поистине замечательно в пьесе Ясмины - это что когда ты уже думаешь, что история подошла к концу, кто-то вдруг говорит - "нет, я ещё не ухожу, я  хочу что-то сказать", и именно это поддерживает вихрь действия пьесы, до наступления развязки, похожей на взрыв. Это по-настоящему разрушительный портрет американского родителя".


ПРЕССА:

"Самое характерное в этом фильме, что его действие целиком замкнуто в пространстве одной квартиры. Можно было бы усмотреть здесь связь с недавним домашним заключением, в которое угодил режиссёр, если бы герметичность не была отличительной чертой его лучших картин, начиная с "Ножа в воде", "Отвращения" и "Жильца". Оттуда же идёт искусство саспенса, важное не только в драматическом, но и в комедийном формате. Экранизация пьесы-бестселлера Ясмины Резы привела к появлению маленького звёздного фильма в жанре ядовитого водевиля" (Андрей Плахов, "Коммерсантъ").

"Мужчины против женщин, муж против жены - всё смешалось в доме Лонгстритов. Маски сорваны, не осталось ни следа от толерантности и фальшивых улыбок, но при этом смотреть на героев невероятно смешно. Уинслет, Вальц, Фостер и Райли филигранно отыгрывают свои роли, предоставляя зрителю постепенно занимать ту или иную сторону. Этот фильм можно расписать дословно, но всё равно это ничего не даст: кино Полански надо просто видеть. Удивительно, но "Резня", пожалуй, один из самых энергичных проектов 78-летнего режиссёра… В новом фильме Романа Полански жертвой становится американское общество. Сатира на современные нравы и американский менталитет - вот что такое "Резня". Маленькая революция в отдельно взятой квартире. С отличными актёрами. И чтобы сбить градус пафоса, уточним: с хрюкающим Кристофом Вальцем и блюющей Кейт Уинслет. Всё вместе - очень необычное удовольствие" (Татьяна Шорохова, Кинопоиск.ру).

"У Полянского историю разыгрывает "оскароносный" состав… Абсолютно все доказывают, что не зря получили - или ещё получат - свои статуэтки… На выходе из зала критики рассуждали о том, что картина слишком театральна - но именно это в ней и прекрасно… Невероятна и музыка: Александр Деспла, ставший уже композитором-легендой, в очередной раз написал нечто пробирающее до костей. Начало фильма под эту музыку просто вырывает мозг" (Ольга Белик, Kinomanka).

"Полански - один из лучших режиссёров планеты, снять четырёх зануд в четырёх стенах так, чтоб нельзя было оторваться, ему как зубы почистить. И он делает что может - хулиганит с текстом (попытку одного героя разъяснить зрителю метафору в названии красиво предотвращает очередной приступ тошноты у другого), дразнит артистов, остроумно используя не столько их сильные стороны, сколько слабости: Фостер и Уинслет, две вечные жертвы собственного актёрского мастерства - и надо видеть, как обе расцветают, изображая профессиональных лицемерок. Но на фоне всех этих рюшечек и маленьких побед над первоисточником лишь заметней, насколько Полански не за что тут зацепиться. Карикатурные буржуа - слишком придуманные, чтоб всерьёз взбесить, и слишком недопридуманные, чтоб символизировать крах западной цивилизации (а пьеса про это, ни больше ни меньше), - вызывают у него в основном брезгливое раздражение" (Роман Волобуев, "Афиша").

"Роман Полански не снимал саркастических комедий со времен "Жильца" и вернулся к жанру в прекрасной форме. Когда Полански, завзятый циник, стал рядиться чуть ли не гуманистом (см. насквозь фальшивый "Пианист"), это раздражало. Не исключено, что вновь показать истинное лицо старика заставили обострившиеся проблемы с американским правосудием - бесполезно же пытаться выглядеть белым и пушистым, когда тебя стараются посадить за изнасилование несовершеннолетней. Особенную прелесть камерной "Резне" придает тот факт, что Полански готовил её, находясь под домашним арестом - многочисленные попытки героев уйти из квартиры выглядят оттого ещё смешнее. Интересно осознавать и то, что помимо общечеловеческих и половых паттернов поведения, Полански высмеивает нравы страны-обидчицы: попытки выглядеть образованнее и лучше, чем есть, неестественная корректность, непоколебимая уверенность в своей правоте и нежелание понимать других, черствая деловитость, склонность контролировать всё сущее. Концепция воспитания ребенка здесь выглядит важнее самого воспитания. Возможно, что всё это не сугубо американские проблемы, но Полански расположил героев в Нью-Йорке, одарил их соответствующими внешностью, работой и речью - воспринимать этот выбор двояко не получается. Ответ это Чемберлену или нет, но "Резню" приятно и интересно смотреть безо всякого понимания того, кто её режиссёр. Это живой, остроумный, наблюдательный фильм, в котором сущность человека выражена лучше, чем в ином документальном фильме. Вы в нём узнаете и себя, и жену (мужа), и соседей. И с удовольствием над этим посмеетесь" (Алексей Гуськов, "Синематека").

"Уморительно смешная, снайперски точная, изумительно экономная (час двадцать в одном интерьере, в режиме реального времени) картина Поланского парадоксальна в высшем смысле: фильм о невозможности найти общий язык даже в простейшей бытовой ситуации как раз являет собой пример такого языка, поскольку архетипы, блестяще сыгранные Джоном Си Райли, Кейт Уинслет, Кристофом Вальцем и Джоди Фостер, моментально узнаются. Печалит лишь то, что общность обнаруживается исключительно в ситуации войны, когда гуманизм и толерантность (а хоть бы и ненавистная всем политкорректность) отступают перед безжалостным Богом Резни" (Антон Долин, Газета.ru).

"Главный комедийный эффект производят едва уловимые социальные различия: родители жертвы - средний класс, обыватели с выдуманными интеллектуальными претензиями, родители обидчика - аппер-мидлы, самоуверенные трудоголики и прагматики; каждая из семей несчастна по-своему. Ближе к концу все четверо напиваются, и у актёров появляется ещё больше оправданий для эксцентрики; каждый отыгрывает свою клоунаду на пределе возможностей (возможности Кристофа Вальца значительно превосходят возможности партнёров). В целом "Резня" - это скорее комично, чем смешно, хотя здесь несколько по-настоящему ударных гэгов" (Мария Кувшинова, openspace.ru).

"Ситуации меняются каждую минуту, и ничего не угадаешь заранее, и актёры наслаждаются редкой в кино возможностью всласть поиграть, и зрители наслаждаются вместе с ними. 78-летний Роман Полански ещё раз подтвердил свою прекрасную форму, у него живой ум и великолепное чувство юмора. Он установил для себя самые жёсткие рамки из всех возможных и показал чудеса самоограничения - "умер в актёрах". Но волшебным образом мизансцены сами собой складываются так, что вы понимаете нечто новое, важное, заново открывающее вам героев. Или - так, что вам становится невероятно смешно. Он снял фильм-праздник, где почти нет физического действия, но зал то и дело взрывается хохотом, утирая от смеха слёзы" (Валерий Кичин, "Российская газета").



Сегодня


ВПЕРЁД5 - 18 марта



Скоро


БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта

     

Оцените нашу работу
















© 2009, кинотеатр «Орлёнок»

Карта сайта
Нижний Новгород, ул. Б.Покровская, 39-а
e-mail: orlenok-kino@mail.ru
Автоинформатор: 4-11-15-67
создание сайта