АНОНИМ
("Anonymous", Германия, 2011)
Режиссёр: Роланд Эммерих.
В ролях: Рис Иванс, Ванесса Редгрэйв, Джоэли Ричардсон, Дэвид Тьюлис, Ксавьер Сэмюэл, Себастьян Арместо, Рэйф Сполл, Эдвард Хогг, Джейми Кэмпбелл Бауэр, Антье Тьеле, Роберт Эммс, Тони Вэй, Тристан Гравель, Себастьян Рейд, Марк Райлэнс, Дерек Джейкоби.
Жанр: историческая драма.
Место действия - королевский двор Англии в Елизаветинскую эпоху: котёл ядовитых сплетен, тайных романов, шантажа, мошенничества, подковёрных игр и бескомпромиссной борьбы за власть. Кто знал, что всё это выплеснется за рамки политических игр и заразит ядом жестокой борьбы цветущий лондонский театр… Фильм даст совершенно неожиданный ответ на извечный вопрос: а кем же "был или не был" Шекспир, и кто на самом деле скрывается за этим всемирно известным именем великого человека? "Аноним" посвящен знаменитой "антистратфордианской" гипотезе, утверждающей, что актёр Уильям Шекспир, сын неграмотного перчаточника из городка Страдфорда-на-Эйвоне, не может быть автором произведений, поражающих не только творческой мощью, но и богатством языка, глубоким знанием мифологии, литературы, истории, придворных обычаев, военного и морского дела, явно не понаслышке описывающих европейские города. Среди приверженцев антистратфордианского движения - именитые писатели, учителя, всемирно известные актёры, режиссёры и учёные. Некоторые из них считают, что за работами Шекспира стоит коллектив авторов, другие считают, что за его именем стоят отдельные выдающиеся писатели и мыслители того времени. И, конечно, с другой стороны, приверженцы стратфордианской теории верят, что Уильям Шекспир из Страдфорда-на-Эйвоне на самом деле создал 37 пьес и 154 сонета. По сей день не найдено достаточно достоверных свидетельств, чтобы принять какую-либо теорию, и чисто теоретически у этого спора нет разрешения. Но фильм исходит из того, что самым правдоподобным кандидатам на роль Шекспира считается Эдуард де Вер (Граф Оксфорд). Вопрос авторства Шекспира впервые увлёк Роланда Эммериха после разговора со сценаристом Джоном Орлофф, который сам несколько лет изучал этот вопрос и уже собрал к тому времени наброски к фильму под рабочим названием "Душа эпохи". Джон Орлофф написал сценарий "Анонима" ещё в конце 90-х, однако съёмки были отложены из-за выхода на экраны "Влюбленного Шекспира". Роланд Эммерих родился 10 ноября 1955 года в Штутгарте (Германия) в семье богатых предпринимателей. Окончив гимназию, он поступил в мюнхенскую Школу кино и телевидения, где начал изучать кинорежиссуру. В 24 года, будучи студентом, он снял свой дебютный фильм - чёрно-белую короткометражку "Француз". В 1984 году выпускная работа Эммериха, научно-фантастическая картина "Бегство во Вселенную", стала самым высокобюджетным студенческим фильмом в истории кинематографа, на неё было истрачено более 1 миллиона немецких марок. "Бегство…" открывало конкурсный показ Берлинского кинофестиваля 1984 года. Успех дебютного фильма, права на который купили кинопрокатчики 20 стран мира, позволил Эммериху основать собственную продюсерскую компанию "Centropolis Films". После относительного успеха англоязычного, частично снятого на американские деньги фильма "Джоуи" (1985), Эммерих перебирается в Голливуд. Здесь он снимает пастиш на фильмы Спилберга "Голливудские монстры" и фантастический боевик "Луна-44". Фильм "Универсальный солдат" (1992) ознаменовал начало долголетнего сотрудничества Эммериха с голливудским продюсером Дином Дэвлином. Фильм имел значительный успех в прокате и породил целую серию фильмов-продолжений. Лента "Звёздные врата" (1994) принесла многомиллионные прибыли и позволила Эммериху приступить к следующей работе - "Дню независимости" (1996). Несмотря на то, что в "Дне…" не было больших голливудских звёзд, успех фильма был феноменальным. Далее последовали: перенесённая на американскую почву культовая японская история о радиоактивном монстре "Годзилла" (1998), драма из времён борьбы США за независимость от Британской короны "Патриот" (2000), фильм-катастрофа "Послезавтра" (2004), псевдоисторический блокбастер "10 000 лет до нашей эры" (2008), ещё один фильм-катастрофа "2012" (2009). Ради съёмок "Анонима" Эммерих вернулся - после 25 лет отсутствия - в Германию, где с английскими актёрами и небольшим бюджетом (около 30 миллионов долларов) снял ленту на киностудии "Бабельсберг" в Берлине. Рис Иванс - британский актёр и артист разговорного жанра - родился 22 июля 1968 года в северном Уэльсе. Изучал актёрское мастерство в различных молодежных театральных объединениях, принял участие в массе телевизионных проектов, и только потом стал активно сниматься в кино и играть в лондонском Королевском национальном театре. Кроме того, Иванс в течение некоторого времени выступал в рок-группе "Super Furry Animals", демонстрируя и талант вокалиста. В 2005 году Рис стал обладателем престижной премии BAFTA - за роль комика Питера Кука в телевизионном фильме "Not Only But Always". Кстати, в том же году Иванс появился в видеоклипе рок-группы "Oasis" и удостоился награды "Video Of the Year". С 2007 года актёр стал выступать в составе валлийской психоделической рок-группы "The Peth". Среди киноработ актёра роли в таких картинах, как "Ноттинг Хилл" (1999), "Никки, дьявол-младший" (2000), "Звериная натура" (2001), "Отель" (2001), "Формула 51" (2001), "Корабельные новости" (2001), "Ярмарка тщеславия" (2004), "Ганнибал: Восхождение" (2007), "Золотой век" (2007), "Информаторы" (2008), "Господин Никто" (2009), "Рок-волна" (2009), "Гринберг" (2009), "Выход через сувенирную лавку" (2010), "Гарри Поттер и Дары Смерти: части 1 и 2" (2010-2011). В "Анониме" играют знаменитая Ванесса Редгрейв и её дочь Джоэли Ричардсон. Эммерих сначала договорился с Джоэли о роли молодой Елизаветы, а уже затем решил уговорить Ванессу сыграть Елизавету в старости. Оператор-постановщик Анна Ферстер и Эммерих признаются, что на визуальное оформление фильма оказали влияние работы Яна Вермеера и Жоржа Де Ла Тур. С помощью новой технологии, позволяющей снимать при плохом освещении, Ферстер могла использовать свет свечей, каминов или костра, то есть очень реалистичный и атмосферный свет. Спецэффекты играют очень важную роль в фильме, так как Эммерих собирался показать елизаветинскую Англию такой, какой её никто и никогда ещё не показывал. К примеру, в фильме есть длинный панорамный план (такие обычно снимаются с вертолета) всего Лондона с тысячами людей перед театром "Глобус". Он полностью создан с помощью графики. Кроме того, изначально было решено, что на компьютере нарисуют ряд ключевых мест, в которых происходит действие: Лондонский мост, Тауэр и Уайтхолл - Дворец королевы Елизаветы. Премьера "Анонима" прошла в рамках Лондонского кинофестиваля, в связи с чем находящийся в Стратфорде-на-Эйвоне благотворительный Фонд родины Шекспира (Shakespeare Birthplace Trust) назвал новую картину "попыткой переписать английскую историю и культуру", и в знак протеста на один день накрыл простыней памятник Шекспиру, а также заклеил девять дорожных указателей с именем драматурга и вывеску паба в Велфорде, где драматург, по слухам, выпил свою последнюю в жизни кружку пива.
РОЛАНД ЭММЕРИХ:
"Подобные темы достаются лишь мэтрам, таким как Мартин Скорсезе. Но именно благодаря блокбастерам, которые меня прославили, у меня появилась свобода выбора и я смог позволить себе заняться интеллектуальными играми. В Голливуде до сих пор ничего не понимают в хороших темах. Ко мне постоянно приходят продюсеры и начинают уговаривать снять какую-то ерунду: "Возьми, - говорят, - вот эту комедию. Отличный сюжет, обхохочешься". А я им отвечаю, что не могу больше работать над "поп-фильмами". Они удивляются: "Как это ты не можешь? Ведь ты снял "День независимости"? А мне приходится убеждать их, что этот фильм я сделал 15 лет назад, тогда и цели у меня были другие. С возрастом мне чаще приходит мысль о том, что искусство, в том числе кинематограф, ответственно за эстетическое воспитание человечества".
"На протяжении последних 400 лет Уильям Шекспир продолжает оставаться любимым театральным автором во всём мире. Когда мне попался сценарий Джона Орлоффа, меня сразу убедил известный факт: не мог малограмотный Шекспир написать эти произведения! Им должен был быть человек знатный, посвященный в тайны двора, владеющий пером. Я прочитал, пожалуй, все источники, которые только были на тему авторства Шекспира, и решил, что должен рассказать эту историю с большого экрана, отдать дань тому великому человеку, который вынужден был молчать и остаться неизвестным во имя литературы. Мне хотелось поведать современникам, что долгих 400 лет им морочили голову и скрывали правду".
"Для меня это ещё одно доказательство тому, как человеческое воображение может создать миф и ему слепо поклоняться, не замечая очевидных истин. По натуре я провокатор, и мне приятно думать, что люди, посмотрев мой фильм, подвергнут сомнению мировую историю. Но главное, я уже предвкушаю, как литературоведы и филологи, которые сделали себе имя на Шекспире, начнут злиться. Я их не ругаю, наоборот - очень сочувствую. Ведь они работали десятилетиями, трудились над книгами, чтобы сделать себе на этом карьеру, а тут приходит какой-то режиссёр и смущает публику. Однако меня не соблазняет перспектива строительства замков на песке. Я всегда сравниваю гипотезы с фактами, с реальностью и очевидностью. Пытаюсь посмотреть на них не только с "научной" точки зрения, но и с точки зрения здравого смысла. У режиссёра есть обязанность: он должен разбираться в людях. Быть экспертом в этой области. Поэтому ему иногда проще видеть правду за теми фасадами, которые скрывают наука и книги по истории".
РИС ИВАНС:
"В школе мне было очень скучно читать Шекспира. То же самое, что читать Библию. Но позже, в школе драматического искусства меня научили говорить языком Шекспира. И я понял, что он прекрасен!"
"Я предложил Роланду выбор: если он хотел обезопасить себя, лучше бы он дал мне роль Шекспира. Если же ему не слабо рискнуть, то мне нужна роль Оксфорда. И он дал мне её! Обычно я не играю таких персонажей. Оксфорд - сам себе хозяин и творец. Его интеллект - это бурлящий котёл бесценных мыслей, он весь искрит, он играет ими, как и пьесы Шекспира".
"Я работал с режиссёрами, которые уделяли много внимания деталям, но при встрече с толпой просто терялись. Я работал также и с теми, кто мог разве что орать на людей, не имея ни малейшего представления о том, как нужно разговаривать с актёром. Роланд способен и на то, и на другое. Нужны невероятный талант и огромный багаж знаний, чтобы уметь оставаться человеком. На съёмочной площадке не прозвучало ни единого замечания, всё всегда решалось шепотом или обсуждалось отдельно в стороне. По-моему, это просто очаровывает". ВАНЕССА РЕДГРЭЙВ:
"Я хотела играть Елизавету с тех пор как прочитала её биографию автора Литтона Стречи - "Елизавета и Эссекс". Так что я с радостью согласилась, когда Роланд предложил мне роль королевы в зрелом возрасте, а моей дочери - её же, но в молодости. По-моему, в Елизаветинскую эпоху было больше противоречий, больше борьбы и политических игр, чем когда-либо до того. Если задуматься, сегодняшний день удивительно похож на то время".
"Сейчас я уверена, что актёр Уильям Шекспир просто не мог написать все эти пьесы и сонеты. Куда более правдоподобной представляется теория, что автором был всё-таки Оксфорд. Я помню, как в пятидесятых годах сенатор Маккарти и его особый комитет по делам писателей заставил многих писателей скрывать свои имена. Они договаривались с другими сценаристами, те подписывались под их сценариями, по ним снимались фильмы, подставные писатели получали гонорары и относили их настоящим авторам. По поводу авторства Шекспира есть немало вопросов, и я лично рада, что Роланд занимается этими вопросами, поднимает такие темы и ищет ответы". |

 ВПЕРЁД5 - 18 марта

 БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ ДЕНЬ19 - 20 марта
 
Оцените нашу работу







|